Зарубежное авторское кино становится всё более востребованным у массового зрителя. Во многом это обусловлено нынешними проблемами проката распиаренных блокбастеров в России, но в целом эта тенденция наблюдалась и раньше.
Авторское кино долгое время имело статус элитарного, которое может понять не каждый. И на фоне шумных боевиков с Томом Крузом или Вином Дизелем, ромкомов с Сандрой Буллок, супергеройского кино, кровавой «Пилы» или «Хэллоуина» фильмы Лука Гуаданьино, хорроры Ари Астера или даже ленты Джима Джармуша требуют дополнительных усилий, чтобы разглядеть подтексты и понять режиссёра. Но в последние годы массовое кино повязло в бесконечных сиквелах, приквелах и ребутах. Одним из самых ярких примеров является разросшаяся до невероятных масштабов вселенная Marvel.
С одной стороны, это грандиозный киномир, а с другой — зритель начинает уставать от того, что чтобы понять все отсылки и шутки в одном фильме, ему требуется посмотреть несколько предыдущих. Фильмы стали напоминать сериалы, где финал — это лишь обещание будущего сиквела. И такая тенденция происходит и с обычными, не супергеройскими, франшизами: так «Форсаж» превратился в красочный аттракцион, а «Пила» — в демонстрацию разных способов пыток над людьми.
Всё это сыграло на руку авторскому кино, которое продолжает искать что-то новое и уникальное. Среди постоянных перезагрузок и продолжений инди-кино ощущается как глоток свежего воздуха. А когда в расписании кинотеатров не такой и большой выбор — эти фильмы привлекают ещё больше интереса.
В нашей стране есть несколько дистрибьюторов, которые делают акцент именно на авторских кинолентах. Одна из таких кинопрокатных компаний — A-One. Мы пообщались с командой A-One и немного узнали о тонкостях их работы.
1) Как происходит отбор зарубежных фильмов для показа в России? Есть какие-то требования, условия в вашей компании?
Отбор производится по двум критериям: по тому, какие коммерческие перспективы есть у проекта, и по собственным вкусовым ощущениям. Второе не менее принципиально, чем первое. Нам важно любить кино, которое мы выпускаем. С каждым релизом у нас очень тесная работа и связь.
2) Насколько сложно продвигать зарубежные фильмы в России, если это не известные блокбастеры от студий типа Disney?
Это скорее не сложно, а интересно. Приходится, конечно, чуть труднее, чем мейджорам, поскольку у нас нет баснословных бюджетов на выпуск фильмов. Большие студии, как правило, тратят миллионы рублей на одну только наружную и телевизионную рекламу — и это понятно, для любого блокбастера важно, чтобы о нём узнало как можно больше людей.
Наш подход более точечный, рассчитанный на конкретную аудиторию, поэтому бездумное использование наружки и телевизионной рекламы нам не подходит. Мы стараемся сотрудничать с классными местами, медиа, каналами, где находится наша целевая аудитория. Это более кропотливая, но при том самая подходящая стратегия продвижения для наших фильмов. К каждому релизу мы пытаемся найти свой подход, который может разительного отличаться от того, что мы делали ранее. Это нелегко, но всегда увлекательно.
3) На какой срок обычно покупаются права на показ фильма?
На несколько лет. В течение этого времени мы можем распоряжаться фильмом — устраивать ему полноценный прокат, продавать его на стриминговые сервисы и ТВ. Или же предлагать ленту далёким от кино местам. Например, в последнее время нашими фильмами всё чаще интересуется ресторанный сегмент.
4) Вы прокатываете не мейнстримное, а зачастую фестивальное авторское кино. Насколько кинотеатры согласны выделять сеансы для него?
Очевидно, что кинотеатры (в частности, мультиплексы) охотнее и шире расписывают большой фильм, рассчитанный на миллионную аудиторию. Тем не менее любой кинотеатр понимает, что авторское кино имеет своего зрителя. Даже в сетевых кинотеатрах, которые в первую очередь ориентированы на семейный просмотр большого кино, всегда есть пара сеансов небольшого инди, для которого по силам эти два сеанса прекрасно отрабатывать в течение долгого времени, зарабатывая себе наработку на сеанс даже лучше, чем у условного конкурента-блокбастера.
Не стоит также забывать о кинотеатрах, что стоят особняком, вне мультиплексов. Для них важно скорее не количество, а качество. Они понимают, что к ним идут не только за фильмом, но и за определённой атмосферой и, что самое главное, за определённым репертуаром. Поэтому работа над расписанием там более кропотливая и более благосклонная по отношению к авторским проектам. У подобных кинотеатров кураторский подход к составлению расписания. И это прекрасно.
5) Можно ли рассматривать индийские, корейские или азиатские фильмы как альтернативу голливудским фильмам в России?
Корейское, индийское и ещё какое-угодно кино из разных стран можно и нужно показывать у нас. Но в качестве полноценный замены Голливуда их рассматривать нельзя. Наши зрители долгие годы воспитывались голливудскими стандартами. Полностью переключиться на блокбастеры из других стран и забыть, что было до этого, — невозможно. Плюс, у всех есть интернет, который так или иначе позволяет смотреть то, что производит Голливуд, так что американские блокбастеры невозможно вытеснить из голов зрителей. Сравнения будут всегда не в пользу бюджетных версий из других стран, какими бы достойными их фильмы не были.
Мы попросили команду A-One назвать один или несколько запомнившихся релизов, которые они выпустили в России. И в итоге получился небольшой список с интересными рекомендациями.
Василиса, PR — «Камон Камон»
Добрая история об отношениях взрослых и детей, снятая номинантом на «Оскар» Майком Миллсом.
Фильм мне очень понравился ещё во время первого просмотра в кинотеатре задолго до релиза. Потом мы проводили интервью с режиссёром для «Искусства кино», и меня настолько впечатлил Майк Миллс своей харизмой и открытостью, что я влюбилась в фильм ещё больше. Кроме того, в «Камон Камон» для меня с совершенно новой стороны открылся Хоакин Феникс, исполнивший в нём главную роль, и абсолютно точно стал одним из моих любимых актеров.
Ещё одна причина, почему я люблю этот фильм, — к релизу мы придумали очень крутой спецпроект совместно с ВКонтакте «Камон Камон: бла-бла-бла о важном» — короткометражный фильм, в котором дети наших дружественных инфлюенсеров ответили на вопросы Хоакина Феникса из «Камон Камон», а взрослые — рассказали, чему их научили их дети.
Вика, креативный продюсер — «С любовью, Антоша»
Трогательный док про молодого талантливого актёра Антона Ельчина, который слишком рано ушёл из жизни.
В фильме про Антона рассказывают его прекрасные родители, друзья, другие актёры и режиссёры, например: Уиллем Дефо, Кристен Стюарт, Джей Джей Абрамс и многие другие. Хоть фильм и мало собрал в российском прокате, он стал одним из моих самых любимых проектов. Мы с командой очень прониклись историей и делали разные красивые штуки, например, вместе с художницей Ульяной Полоз сделали красивый временный арт-портрет Антона в центре Петербурга.
Но, пожалуй, главное, почему я запомню этот проект, это личное знакомство с семьёй Антона в Риме. Его родители пригласили нас в столицу Италии, где проходила выставка фотографий, снятых Антоном. Так я побывала в самом красивом городе на свете и познакомилась с замечательными родителями актёра, и эта встреча всегда будет в моём сердце.
Сева, контент-менеджер — «Основной инстинкт»
Когда мои внуки спросят меня, чем я особенно горжусь в своей жизни – я отвечу, что когда-то их дед имел отношение к выпуску в российский прокат фильма великого Пола Верховена «Основной инстинкт», который до этого в принципе не выходил в отечественных кинотеатрах.
Расскажу им про свой детский восторг, связанный с любовью к этому фильму, как по-хорошему завидовал всем тем, кто смотрел «Основной инстинкт» впервые и сразу на большом экране, а также как мы все лишний раз убедились, что кино всё ещё столь же дерзкое, сексуальное и безумно смешное. А потом покажу малышам «Основной инстинкт».
Кристина, SMM — «Лето’85»
Нежно люблю «Лето’85» Франсуа Озона, который мы выпускали в прокат в октябре 2020. Это был наш первый большой послековидный релиз, когда кинотеатры вновь открылись уже не только в Москве, но в Петербурге и других городах. После летнего локдауна было особенно приятно смотреть на большом экране на беззаботное (до поры до времени) лето парней во Франции 80-х.
Озон объединил в одном фильме мелодраму о первой любви, романтическую историю взросления, мрачную драму о смерти и психологический детектив. В главных ролях — восходящие французские звёзды Феликс Лефевр и Бенжамен Вуазен.
Ксюша, бренд-меджер — «Ненависть»
«Ненависть» Матьё Кассовица — один из моих любимых фильмов. Я чуть не лопнула от восторга, когда узнала, что мы впервые покажем фильм на больших экранах в России.
Теперь представьте, сколько мотивации было в работе над этим релизом: мы сделали очень красивый мерч с Оманко, записали классный видеоподкаст с журналистом Максимом Заговорой (признан иноагентом) и сооснователем сервиса «Ясно» Данилой Антоновским, сделали арт на Севкабеле в Петербурге с художницей Ульяной Полоз и провели множество отличных спецпоказов.
Жаль, что вас с нами не было, но если вы увидите показы «Ненависти» в кинотеатре — срочно покупайте билет, потом будете меня благодарить!
Авторское кино как хорошая книга — у него всегда будет свой почитатель, который среди тысячи бестселлеров и блокбастеров предпочтёт провести время за душевной беседой без лишней шелухи массовости и популярности. Тут вместо множества спецэффектов будут меланхоличные поездки на автобусе Адама Драйвера в «Патерсоне», либо главный герой — ребёнок-экоактивист из «Этого нового мира», а не постаревший Арнольд Шварценеггер в очередном продолжении «Терминатора» или «Неудержимых». Так что нам только остается ждать новых интересных сюрпризов от A-One, которые, кстати, уже скоро покажут в России победителя Канн-2022 — «Треугольник печали» Рубена Эстлунда.
P.S. Сейчас A-One показывают в России участника Берлинского кинофестиваля-2020 — «Первая корова». Это трогательная история о двух мигрантах времен покорения Америки, которые пытаются начать бизнес, а их главным товарищем и источником прибыли оказывается корова.
Фото на главной: Ксения Угольникова