27 августа – День российского кино. Кино, которое мы любим и о котором много говорим и пишем. В честь этого праздника наша редакция решила вспомнить о тех фильмах 20-х годов, которые нам запомнились больше остальных. Это не совсем топ, но попытка запечатлеть старт нового десятилетия, чтобы зафиксировать то, каким он получается разнообразным, экспериментальным и искренним.
Борис Хлебников — один из относительно небольшого числа отечественных режиссёров, кому удается снимать искреннее и живое кино. Нет в его фильмах ни фальши, ни излишней чернухи, чем, например, периодически грешит тот же Андрей Звягинцев. То, что показывает Хлебников на экране, это та самая правда жизни, почти лишённая кинематографического лоска и ненужной эстетизации. При этом, несмотря на эдакий квази-документальный подход ко всему — от написания диалогов до ракурсов камеры, Хлебников и его команда в то же время наполняют свои картины той неподдельной чувственностью, что с самых первых минут заставляет сопереживать героям и испытывать весь спектр эмоций.
«Снегирь» — это одновременно и картина про взросление в тяжёлых условиях, и драматический триллер в герметичном пространстве, и захватывающий фильм-катастрофа. Но, прежде всего, это достаточно реалистичная и оттого тяжёлая драма о столкновении двух поколений, об извечном конфликте отцов и детей. Появление двух неопытных студентов на рыболовецком судне выводит из зоны комфорта всех. Отношения между героями постепенно накаляются до состояния, когда даже зрителю становится очевидно, что трагедия неминуема. Режиссёр во всём этом противостоянии очевидно встает на сторону молодых. Правда, он показывает, что и они неоднородны.
«Подельники» – игровой режиссёрский дебют документалиста Евгения Григорьева. По сюжету биатлонист Пётр (Юра Борисов) вместе с женой Настей (Лиза Янковская) возвращается в родное село, в котором уже давно свои порядки навёл местный криминальный авторитет Витя Людоед (Павел Деревянко). В день приезда Петра и Насти Людоед убивает местного жителя. Пётр понимает, что расследовать преступление никто не будет и вступает в конфликт с теневым хозяином села.
«Подельники» — это таёжный вестерн с обязательными признаками жанра вроде суровых законов фронтира. Фильм о мгновенном взрослении и появившейся вслед за этим возможности выбора: стать свободным или замкнуть на себе вечную цепь из подельников. Кто станет следующим и в каком деле? Без вечных тем, конечно, тоже не обошлось: месть, предательство, страх, возвращение к корням, мужское воспитание и возможность исправить прошлые, да и будущие ошибки.
Главное украшение картины, безусловно, Павел Деревянко, остро и точно сыгравший отсвечивающего фиксой бандита-шамана, мифического шатуна в теле человека.
В 2021 году на экраны вышел первый полнометражный фильм «Майор Гром: Чумной Доктор». Хотя экранизации известной и популярной среди любителей комиксов серии началась ещё в 2017 году с нескольких коротких метров.
Первый фильм показал, что отечественный кинематограф умеет создавать крепкие боевики для вечернего просмотра. Красивый Санкт-Петербург, зрелищные сцены боёв и взрывов, а также знакомые по типажу герои, которые практически сразу становятся как родные, цитаты, уходящие в народ, растущие продажи шавермы – всё это о «Майоре Громе» и благодаря ему.
Конечно, первый опыт был не без ошибок, что постарались исправить в дальнейших фильмах – «Гром: Трудное детство» и «Майор Гром: Игра». И в этот альтернативный Петербург точно хочется возвращаться вновь и вновь.
Безумно красивый, скрупулёзно детализированный, пугающий, горький, сексуальный и злой — я очень люблю «Казнь», и искренне считаю её одним из лучших фильмов в жанре за последние 10-15 лет не только из снятых в России, но и вообще. Одна из лучших работ невероятного Евгения Ткачука, Нико Тавадзе, от которого невозможно оторвать взгляд, — сплошная харизма, напоминающий Высоцкого, Бутусова и просто все печально-брутальные актёрские архетипы одновременно, прекрасная сирена Юлия Снигирь, и Даниил Спиваковский каким его ещё никогда не видели.
И да, максимально очевидно как сильно на режиссёра Ладо Кватанию повлияли и «Воспоминания об Убийстве» Пон Джун-хо, и «Семь» Дэвида Финчера, и другие «бэнгеры» о самых кошмарных сторонах человечества, при этом его картина не является пустым «дюпом» всех этих лент. Она напоминает любимого ребёнка, который взрослел, впитывая лучшие черты своих родителей, и ставшего гармоничной и самостоятельной талантливой личностью.
Начало 2020-х можно смело назвать эпохой Романа Михайлова, ураганом ворвавшегося в российское кино и залпом выдавшего несколько картин очень высокого уровня. И в этой когорте причудливых, непонятных, но бесконечно атмосферных фильмов на грани между снами и реальностью самым удачным я бы назвал «Отпуск в октябре». Это синефильский рай, в котором любовь к кино как искусству возведена в абсолют вместе с примесью творчества Дэвида Линча, практик осознанных сновидений и советско-российской эстетики.
История о девочке, мечтающей стать актрисой и попадающей на съёмки непонятного нечто, с первых минут уносит в некий транс, как Алису в страну чудес. Не менее чудные персонажи ожидают на каждом шагу, не меньше вопросов к мироустройству возникает в процессе, не меньше притягательности во всём этом удивительном лимбе. И по итогу это один из фильмов, знаменующих собой эпоху нового арт-кино в российском кинематографе, которое одновременно переосмысляет прошлое и намекает на перспективное будущее.
«Дорогие товарищи», последний на данный момент художественный фильм Андрея Кончаловского, — страшное кино о расстреле забастовки рабочих в Новочеркасске, показанном глазами убеждённой коммунистки. В рассуждениях о фильме режиссёр потом часто уклонялся от признания того, что сам же и показал, — как страшно жить без надежды на перемены, как в обществе, где нет свободы, старики потеряны, а молодые обречены. А среднего возраста партийная работница вынуждена в ожидании новостей о предположительно погибшей дочери прославлять советскую власть и отрицать даже намёки на правду.
Кончаловский — сложный, неоднозначный режиссёр и редкий автор, который смог на закате карьеры вернуться к стилю своей молодости и не выглядеть при этом смешно. Его первые фильмы — шедевры неореализма, снятые под влиянием раннего Висконти и Де Сантиса, его картины десятых и «Дорогие товарищи», которыми он открыл новое десятилетие, — тоже по сути неореалистические произведения, мрачные, точные, полудокументальные исследования жизни; современность, какой она видится из итальянских пятидесятых.
Всю свою карьеру Кончаловский не мог вынести реальности ни обвинительный, ни оправдательный приговор. Первый не позволяла фамилия, второй — художественное видение. В «Дорогих товарищах», трагедии о разрыве между реальностью и её описаниями — фактами и новостями, вернувшись (и стилем, и временем действия) во времена своей молодости, режиссёр, кажется, наконец определился.