День Святого Валентина гремит конфетно-букетными маршами, но иногда гораздо ценнее отправить «валентинку» самому себе – прокачать самоуважение и дать одиночеству шанс на дружбу. Для всех, кто в эти дни предпочитает ромкомам хорошую порцию самооткрытий, мы собрали подборку фильмов, где герои (и героини!) не спешат бросаться в омут страстей, а выбирают путь к самим себе.
«Бриджит Джонс 3» (Bridget Jones’s Baby, 2016)

Да, я тоже удивлён, что мисс «Вечная Неловкость» открывает наш список киноманифестов любви к себе. Но кто лучше самой Бриджит научит нас принимать все повороты судьбы – от неудачных свиданий до внезапно обнаружившейся беременности?
В третьей части эта невозмутимая британка начинает, как всегда, с неуверенности и лёгкой паники: новый ухажёр или старое, доброе (но тоже не без вопросов) чувство к мистеру Дарси? Вот только ключ к счастью оказывается не в «кто», а в «как»: Бриджит впервые осознаёт, что за годы поисков «идеального мужчины» она на самом деле научилась любить себя – со всеми недостатками и нелепыми выходками.
Пожалуй, именно этот фильм показывает, что даже если вокруг тебя пара претендентов на руку и сердце, последний выбор должен сделать не принц, а ты сама. В какой-то момент Бриджит, заморочившись на тему будущих отношений, понимает, что важнее остаться верной себе и своим планам. И пусть к финалу её жизнь снова повернётся на 180 градусов, главную роль всё же сыграет её готовность быть счастливой – даже без комплекта из «рюшек и розовых соплей».
«Люси в небесах» (Lucy in the Sky, 2019)

А вот тут мы отправляемся прямо в космос – и не только буквальным образом. Люси (Натали Портман), вернувшись с орбиты, оказывается немного «отключённой» от жизни на Земле: по сравнению с грандиозностью вселенной, мирские проблемы кажутся ей пустяками. Но главное, что по возвращении дом, брак и привычный уклад ей давят на душу сильнее, чем скафандр в невесомости.
«Люси в небесах» – фильм для всех, кто когда-нибудь чувствовал, что перерос привычные декорации и ещё не уверен, как жить с этим открытием. Собственно, романтика там тоже мелькает (космическая связь, а как иначе?), но в итоге Люси выбирает рискованный, но бесспорно важный путь самоосознания. Она отказывается впихивать себя в удобную ячейку «благополучной жены», потому что её полёт всё ещё продолжается – пусть уже не в космосе, но вглубь собственной личности.
«Дикая» (Wild, 2014)

Если вы не привыкли испытывать восторг при виде рюкзаков и пыльных горных троп, этот фильм может легко изменить вашу картину мира. Шерил (Риз Уизерспун), утопив горе в цепочке не самых здоровых решений, решает неожиданно рвануть в долгое пешее путешествие – одна, без особой подготовки, но с отчаянным желанием отыскать себя. Ни друзей на подхвате, ни спецотрядов, чтобы разложить палатку, – только она и тысяча километров пути по тихоокеанскому хребту.
«Дикая» – это маленькая ода единению с собой, которая показывает, что иногда одиночество способно заштопать самые глубокие душевные дыры. Да, по пути героиню настигнут критические моменты – как физические, так и эмоциональные, – но именно они помогают ей разглядеть собственную силу. Пока другие ищут тёплые объятия, Шерил идёт туда, где нет ничего, кроме возможности сбросить старую кожу и начать жизнь заново.
«Милая Фрэнсис» (Frances Ha, 2012)

Современная чёрно-белая зарисовка о том, как порой лучше остаться наедине со своими мечтами, чем получать «одолженную» любовь. Фрэнсис (Грета Гервиг) – легкомысленная, неунывающая и при этом оторванная от бытовых реалий танцовщица, которая мямлит «плюс-минус двадцать семь», когда её спрашивают о возрасте. И хотя поначалу жизнь героини кажется феерично непутёвой – без нормальной работы, с долгами и бесконечным переездом с одной квартиры на другую, – на самом деле она ищет не богатого принца, а возможность самореализоваться без компромиссов.
Пожалуй, лучшая часть фильма в том, что Фрэнсис увлечена именно своей страстью к искусству, и крохи романтических историй по дороге её не останавливают. Да, может показаться, что она хаотична, однако в своей хаотичности героиня чувствует себя куда счастливее, чем если бы пошла по чьему-то плану с обязательным бриллиантом на безымянном пальце. «Милая Фрэнсис» мягко напоминает: быть счастливым в одиночку не грех, а иногда и единственный способ найти настоящее призвание.
«Под солнцем Тосканы» (Under the Tuscan Sun, 2003)

Не будем отрицать, фильм об Италии всегда слегка про любовь, но здесь главное – отношения с собой. После болезненного развода писательница Фрэнсис (Дайан Лэйн) берёт и покупает потрёпанную виллу в Тоскане – просто чтобы залечить душевные раны. Но вместо обретения нового мужа или хотя бы летнего курортного романа, она погружается в чувственный (и местами очень комичный) процесс восстановления дома и, в целом, своей жизни.
«Под солнцем Тосканы» очаровывает умением героини находить радость там, где раньше были только слёзы – в самом процессе улучшения и освоения новой среды. В этой истории романтика хоть и витает в воздухе, но в приоритете у Фрэнсис – научиться ценить одиночество и кулинарные шедевры (рецепт домашней пасты тут почти прилагается!), а уже потом – бежать на поиски возлюбленного. В конце концов, настоящая любовь может прийти как приятный бонус к умению жить с собой в гармонии.
Продолжаем гнуть линию любви к себе как важному аспекту жизни, но теперь с мужскими персонажами в фокусе. Ведь и парням порой важно сказать миру: «Мне норм быть одному, спасибо!» Здесь не будет бесконечных романтических перипетий (точнее, если и будут, то не на первом месте), а вместо них – попытки героев обрести самого себя.
«Мне бы в небо» (Up in the Air, 2009)

Райан Бинэм (Джордж Клуни) – высококлассный специалист по… увольнениям. Он мотается по стране, живёт на чемоданах и искренне считает аэропорт своей родной стихией. Казалось бы, что сложного: ни семьи, ни дома, зато вагон «золотых» бонус-миль. Но в какой-то момент Райан начинает подумывать, не пора ли поменять своё существование на что-нибудь более «оседлое».
Однако фильм удачно показывает, что для некоторых одиночество – не диагноз, а сознательный выбор. По ходу истории Райан осознаёт, что именно оторванность от избыточных обязательств (и сердечных драм) дарит ему настоящую свободу. Конечно, судьба преподносит ему несколько серьёзных ударов, и герой проверяет свои убеждения на прочность. Но итог, как и самолёт в небе, намекает: иногда путь к самому себе проходит через комфортную зону одиночества.
«В диких условиях» (Into the Wild, 2007)

Кристофер (Эмиль Хирш) решил: «Хватит терпеть условности общества, я пошёл искать настоящую жизнь». Крис отправляется в путь по просторам Америки, чтобы в конечном итоге оказаться один на один с суровой и прекрасной Аляской. На этом маршруте он встречает разных людей, вдохновляется идеями свободы и проверяет на прочность свой романтический взгляд на жизнь вне цивилизации.
И да, здесь нет классического сюжета «было бы круто влюбиться и бросить всё». Напротив, Кристофер отвергает идею устраивать личную жизнь в рамках «нормальности», выбирая полную самоотдачу идеалам. Конечно, путешествие героя не обещает стопроцентной идиллии, но оно кричит: «Пока мы сами не познаем себя, никакие отношения не сделают нас целостными». Сильный вызов и обществу, и собственным страхам.
«Ларс и настоящая девушка» (Lars and the Real Girl, 2007)

Если вам кажется, что быть интровертом – это когда вы не слишком активно ходите в бары, то Ларс (Райан Гослинг) готов показать новый уровень затворничества. Парень настолько боится живых социальных контактов, что решается на «запасной» вариант: заказывает в интернете реалистичную куклу по имени Бьянка, выдавая её за свою девушку. Казалось бы, безумная затея, однако именно этот шаг помогает герою впервые почувствовать, что он может быть принят таким, какой он есть.
В то время как окружающие (брат, сестра, соседка) хватаются за голову, Ларс проходит через одну из самых тёплых и трогательных метаморфоз в кино. «Ларс и настоящая девушка» на деле оказывается историей вовсе не про эксцентричное любовное увлечение, а про путь героя к себе, преодоление страхов и принятие одиночества как этапа, когда можно разобраться со внутренними «завалами». В итоге романтическая линия в привычном смысле отходит на задний план – зато «валентинка для себя» получается невероятно искренней и жизнеутверждающей.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти» (The Secret Life of Walter Mitty, 2013)

Уолтер (Бен Стиллер) – тот ещё мечтатель. Вместо того чтобы сказать в лицо ненавистному боссу всё, что он о нём думает, он уходит в воображаемые приключения, где он – герой, гасит вулканы и прыгает с вертолётов. Но когда судьба (и любимый журнал) прижимает к стенке, Уолтер вынужден совершить реальный рывок из зоны комфорта – и поневоле устроить крутое путешествие в поисках пропавшего фотонегатива.
Пусть в сюжете и проглядывает тонкая романтическая линия, главная любовь Уолтера всё-таки – к собственной жажде жизни. Его полёт на вертолёте и забег по исландским просторам – не ради «покорить чьё-то сердце», а чтобы наконец доказать себе: я могу быть тем «безбашенным» героем, которого всегда воображал. И вот уже одиночество, прежде пугающее, превращается в радостного попутчика, который даёт свободу творить и познавать мир без оглядки на чьи-то ожидания.
«Ла-Ла Ленд» (La La Land, 2016)

Стоп, вы скажете: «Как же так, это ведь один из самых красивых кинороманов десятилетия!» Но если копнуть глубже, то история Себастьяна (Райан Гослинг) о много большем, чем о чувствах к блистательной Мии (Эмма Стоун). Себ мечтает открыть собственный джаз-клуб и продвигать «честную музыку», не размениваясь на коммерцию и сомнительные компромиссы. И в момент, когда появляется шанс укатить в тур и срубить денег, герой мучительно балансирует между любовью и карьерой.
Фишка в том, что оба (и Себ, и Миа) делают выбор в пользу своей мечты, а не обязательного хэппи-энда на двоих. В итоге «Ла-Ла Ленд» показывает, как двое людей могут вдохновить друг друга, но при этом каждый отправится в свой путь. Себастьян доказывает, что сохранение индивидуальности может быть важнее, чем классическая сказка «навсегда вместе». И пусть от финальной сцены щемит сердце, она и даёт это странное чувство освобождения, когда каждый идёт к собственным звёздам.
Почему стоит посмотреть все эти фильмы?
Они учат нас простому, но редко упоминаемому в «ванильных» мелодрамах факту: одиночество – не тюрьма, а площадка для расцвета. В век, когда любую «проблемку» предлагают решать очередным «подбором пары», особенно ценно вдруг обнаружить, что люди умеют быть по-настоящему счастливыми и без романтических обязательств. Пойдём напечём себе печенек, нальём чаю и проведём этот вечер с кем-то особенным – с собой. А эти фильмы подскажут, что в одиночестве можно найти гораздо больше, чем в очередном «они жили долго и счастливо».
Поделитесь этой «валентинкой» с друзьями и, возможно, подарите им вдохновение на самый важный роман – роман с собой. Кто знает, может, в следующем году мы с вами устроим коллективный марш любви к себе, пересматривая все эти картины и наслаждаясь тем, как классно бывать наедине со своими мечтами.