«Купе номер 6» — фильм о том, что человеку нужен человек

«Купе номер 6» — фильм о том, что человеку нужен человек

Фильм «Купе номер 6» взял Гран-при в Каннах, в нём есть Юра Борисов и петроглифы, но никакой оригинальности. Плохо ли это? Это как посмотреть.

Под песню Voyage, voyage Клоди Фритш-Мантро, более известной как Desireless, на фоне богемной московской тусовки 90-х и вопросов про Пелевина мы знакомимся с главной героиней Лаурой (Сейди Хаарла). Сразу есть ощущение, что она, студентка, интересующаяся петроглифами, не из этого мира, пусть и влюблена в Ирину, одну из тусовщиц (игравшая у Балабанова Динара Друкарова). А где он, тот самый мир Лауры? Ответ на этот вопрос вместе с героиней мы будем искать на протяжении долгого путешествия на поезде из Москвы в Мурманск.

Купе номер 6 обзор

Не простой попутчик

Лаура садится на поезд до Мурманска, чтобы увидеть Канозерские петроглифы. Историю знать важно. Ведь если не знаем прошлого и того, кто мы, то куда мы движемся?!

Компанию ей должна была составить та самая Ирина, но, сославшись на дела, москвичка отправляет финскую студентку в одинокое путешествие. Впрочем, скучать Лауре не приходится — купе с ней делит неотёсанный мужлан по имени Лёха (Юра Борисов). По его словам, он едет в «жопу мира» на заработки, чтобы потом открыть бизнес. Ну, бизнес. Деньги делать планирует. Как все.

В Лёхе режиссёр «Купе номер 6» Юхо Куосманен собрал, кажется, все стереотипы о простом русском мужике:

  • бесконечно пьёт знаковый для эпохи спирт «Рояль», закусывая солёными огурцами;
  • по-свойски ведёт себя даже с незнакомцами;
  • ёршится и с недоверием смотрит на более образованных иностранцев;
  • под грубой внешностью прячет широкую душу, а уязвимость маскирует дурацкими шутками.
«Купе номер 6» Юра Борисов

Всё в Лёхе говорит о том, что он не чета Лауре. Даже слово «петроглифы» ему даётся с трудом. И то ли в шутку, то ли всерьёз в одном из самых знаковых эпизодов фильма он сравнивает их с Джеком и Роуз из «Титаника». Его сравнение, естественно, не подразумевает тех параллелей, которые в этом увидит зритель. И речь даже не про пресловутое классовое неравенство, а про то, что именно Лёха становится катализатором изменения мировоззрения девушки. Как и Джеку, ему не суждено остаться с Роуз. Но, как и Джек, он в корне меняет жизнь своей Роуз. Ведь часто, чтобы понять себя, нам нужен кто-то извне. Кто-то из совсем другого мира.

Причём тут Чехов?

«Купе номер 6» неслучайно называется именно так. Фильм снят по одноимённому роману Росы Ликсом, которая в своей работе недвусмысленно отдавала дань уважения выдающемуся рассказу Антона Павловича Чехова.

В. Голосов писал про «Палату номер 6» Чехова так:

Простота, изящество и сила речи, яркость и живость красок, соблюдение строгой причинности событий, глубокий реализм психологии героев и соразмерность, гармония конструкции частей, выдержанность внутренней перспективы.

И эти характеристики во многом присущи фильму «Купе номер 6». Это роуд-муви ни разу не про оригинальность, непредсказуемость или какие-то откровения. Нет. Но работа Куосманена цепляет. Нельзя не проникнуться простотой его героев. Сложно не оценить по достоинству реализм их психологии. Гармония в истории и внешнем её обрамлении поглощает с головой.

Купе номер шесть смотреть

К слову о последнем. «Купе номер 6» получилось атмосферным до кончиков пальцев. И дело даже не в том, что события развиваются в знакомых нам с вами декорациях, а в том, как оператор и художник-постановщик работают со светом, кадром и его наполнением. В отдельные моменты, ей-богу, есть ощущение, что даже запахи доносятся до твоего обоняния, а в сценах в Мурманской области, когда снежинки буквально норовят прорваться по эту сторону экрана, кожа покрывается мурашками. Это лишний раз доказывает, что эффекта присутствия можно добиться и без новомодных форматов и технологий.

Стоит ли смотреть фильм «Купе номер 6»?

Лента «Купе номер 6» стала обладателем второй по значимости награды на Каннском кинофестивале — Гран-при жюри (Куосманен разделил эту премию с Асгаром Фархади и его «Героем»). Это большое достижение как для финского, так и для российского кинематографа, которые ответственны за создание проекта.

Но простого зрителя подобные регалии могут настроить на совсем другое кино. Недоступное, богемное, с высоким порогом входа. В действительности же, «Купе номер 6» — кино зрительское. Про такие фильмы в обиходе принято говорить «душевные». В этой простоте, возможно, и кроется успех ленты в Каннах. Не всегда же отдавать награды картинам для высоколобых критиков. Можно иногда для разнообразия отметить и кино для обывателей.

Если подытожить, «Купе номер 6» понравится тем, кто истосковался по простому кинематографу, где важнее всего персонажи, где история не поражает воображение, но оставляет приятное ощущение, несмотря на неприглядную для многих фактуру 90-х. Такое кино нынче в дефиците, оттого так ценно.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Записки на листах «Листопада». День 5: победитель Берлинского кинофестиваля и разочарование от основного конкурса Previous post Записки на листах «Листопада». День 5: победитель Берлинского кинофестиваля и разочарование от основного конкурса
Записки на листах «Листопада»: Последние дни смотра и фильм-победитель кинофестиваля  Next post Записки на листах «Листопада»: финал смотра и победитель кинофестиваля 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *