На дворе конец 90-х. Олег Крецул (Никита Волков) становится чемпионом Европы по дзюдо, возвращается в родной Кишинёв и женится на возлюбленной. Но счастью не суждено долго длиться – буквально через несколько дней они попадают в аварию, из-за которой сам Олег теряет зрение, а его супруга погибает. Своё плечо (не только в фигуральном смысле) ему в этот момент подставляет близкий друг Виталик (Сергей Волков), который готов пожертвовать всем, чтобы помочь спортсмену жить дальше.
Фильм с подобной завязкой вполне мог пойти проторенным многочисленными духоподъёмными спортивными драмами путём и показать, как герой не сломался, а вопреки обстоятельствам стал сильнее и показал, что все мы так тоже можем. А в конце был бы непременный хэппи-энд со слезами радости на глазах.
Но вместо этого Александра Лихачева, для которой эта картина стала дебютом в режиссуре игрового кино, выбрала иной подход. «Крецул» ближе к «Охотнику на лис», чем к «Невидимой стороне». Спорт здесь идёт фоном, катализатором для того, что постановщицу интересует больше – отношений между друзьями. Да, здесь есть и кадры с соревнованиями, и некий социальный подтекст, не даром в фильме присутствуют эпизоды, где героям буквально нечем заплатить за чай. Но это лишь одни из немногих пазлов в общей мозаике условий, в которых развиваются отношения между Олегом и Виталиком.
Примечательно и то, как эти взаимодействия поданы женщиной-режиссёром, а именно – очень по-мужски Поскольку оба парня выросли в 90-ые и повидали многое, они не привыкли к яркому проявлению эмоций и откровенным разговорам. Поэтому и актёрская игра здесь выстроена на полутонах, и диалоги скорее пестрят шутками и остротами, чем говорят о главном. Оно и неважно, ведь когда дружеское плечо рядом, любое море по колено.
Сценарий фильма получился очень «живым» и «настоящим» – с его подготовкой помогали реальные прототипы героев, которые делились своими историями и байками, сделавшими «Крецул» почти документальной зарисовкой. Подкрепляет это ощущение динамичная и бойкая камера оператора Мариуса Пандуру.
Дополнительной глубины повествованию придаёт погружение ведущих актёров в свои образы. Если вы не в первый раз увидите в кадре Никиту Волкова, то вы будете поражены его трансформациями в пластике, манере говорить (сам актёр шутит, что «шоканье» его не отпускало ещё очень долго после окончания съёмок) и подаче себя. Под стать ему и Сергей Волков, на плечи которого легла основная роль для трансляции нерва истории, ведь по большей части это фильм не про Дон Кихота, а про Санчо Панса.
«Крецул» – крепко поставленное, очень искреннее и правдивое кино о мужской дружбе, в которой может не быть высокопарных речей, но есть место для взаимного уважения и поддержке при любых обстоятельствах.
Трейлер:
«Крецул» в прокате с 14 ноября