Контакты российской степени. Что авторский сай-фай «Контакты» говорит о людях

Контакты

Фильмов о пришельцах, которые высаживаются на Землю и пытаются ее захватить, снято не мало. А что если инопланетяне хотели не захватывать, а ассимилироваться? Что бы делало человечество? В своем дебютном фильме «Контакты» Дмитрий Моисеев показывает один из вариантов развития истории на примере российской глубинки. Читайте в нашей рецензии.

В середине 20 века на Землю приземлились пришельцы — биопаги, которых в народе прозвали Виталиками. Обосновавшись, инопланетные гости начали активно вырабатывать вещество под названием прак. По мнению ученых, прак мог вылечить человека от любых болезней, поэтому за этой субстанцией охотились.

Главная героиня Нина работает в одной из лабораторий, занимающихся изучением биопагов. Но непосредственно сама она с ними не контактировала. Девушка мечтает вырваться из захолустного городка, вылечить больного отца и зажить душа в душу со своим молодым человеком. Но однажды вечером Нина лично сталкивается с Виталиком и узнает об инопланетных существах то, что она никогда не сможет забыть.

Контакты

В последние годы в современном российском кинематографе научная фантастика — не самый частый гость, а если и захаживает, то чаще всего это авторские малобюджетные высказывания о человечестве через внеземное. И «Контакты» режиссера Дмитрия Моисеева — еще один из рода отечественного инди сай-фая, который, хочется, чтобы посмотрело как можно больше зрителей.

Что впечатляет в этом фильме? Многое. Во-первых, сразу бросается в глаза, насколько детально продуман иной мир, населенный пришельцами. Нас знакомят с новыми терминами и показывают, как прибытие внеземных поселенцев повлияло на культуру и жизнь Земли. Все снято в стиле псевдодокументалистики, что вызывает ощущение, будто режиссер знает что-то о нашей истории, чего не говорят в официальных учебниках.

Во-вторых, выбор локации. Снимать в российской глубинке — не новость, но вот сай-фай обычно любят снимать в больших городах, чтобы можно было показать размах разрушений на фоне мегаполиса. Как, например, в «Притяжении» Федора Бондарчука. Или хотя бы делают вставки с новостными сводками, где говорят о масштабах внеземного события. В «Контактах» место действия — богом забытое место на отшибе страны, за рамки которого мы не выходим. Это добавляет как тоскливости и беспросветности истории, так и приземленности и камерности. Фантастическое сближается с реальным, создавая уникальную интонацию фильму. В итоге мы не теряем связь с нашим миром при виде пришельца или космических кораблей в стиле «Прибытия» Дени Вильнева. Научно-фантастическое встраивается в действительность, а не уносит нас на волнах фантазий.

В-третьих, минимальное количество компьютерной графики. Несмотря на небольшой бюджет, авторы разработали реальную куклу весом в 50 кг, а потом уже с помощью технологий делали движения Виталика естественнее. Кажется, что дизайн пришельца напоминает героя из «Инопланетянина» Стивена Спилберга, но итоговый внешний вид — результат нескольких эскизов, в которых режиссер с командой пытались создать одновременно не страшное и не доброе существо. Так появился Виталик.

Контакты

Причем возни с куклой было много. По словам Дмитрия Моисеева, она постоянно меняла цвет, и ее регулярно приходилось подкрашивать, у нее был пробит череп, и более того она иногда падала на актрису. А чтобы показать в сценах «дыхание» гуманоида, сзади куклы стояли три человека и вдували в нее воздух через шприцы.

Еще одна ценность довольно меланхоличного и в чем-то даже апатичного фильма — пестрота тем. Здесь представители церкви спорят с учеными, при этом ни одна сторона не может найти достойного ответа на вопрос — зачем прилетели пришельцы. Зато вокруг этой темы сформировалась мощная фан-база любителей теорий заговоров. Ведь люди любят верить во что-то. Поэтому пришельцев буквально доят ради живительной жидкости, которая якобы лечит от всего. А между строк чувствуется сатира на политическое и социальное. Нам показывают, как столкновение человечества с внеземной расой изменило первых, усугубив многие пороки и суеверия.

Причем пришельцы в фильме не только объект для исследования, но и субъект воздействия на человека. Ведущие на ТВ пугают и предостерегают, что контакты с Виталиками вызывают желание менять жизнь, отказываться от навязанных правил общества, бежать из этой хтони. И в этом может скрываться как критика любой пропаганды, например, тех общественных норм, где не учитываются индивидуальные особенности людей. Эта идея как и большинство других чаще всего подается в фильме через юмор, комичные образы и ситуации. Но когда смех заканчивается, на глаза наворачиваются слезы.

Контакты

Но главный лейтмотив, который выпуклым контуром прорезает весь фильм — гуманистический. Давайте быть добрее, беречь и уважать друг друга. Этот искренний посыл считывается в каждом поступке главной героини в исполнении Ирины Саликовой, в каждом инопланетном вдохе Виталика, даже в грусти и безнадежности, которая окружает всех героев фильма. Нам в очередной раз напоминают, что кино о пришельцах — это всегда кино о людях. А если человечество утратило контакт между собой, то о каких инопланетянах может идти речь? Глубина драмы в «Контактах» заключается как раз в отсутствии глубокого, близкого общения. Никто никого не любит по-настоящему, никто ни к кому не привязан искренне, а любой контакт — скорее, сделка, которая держится, пока она выгодна.

Дмитрий Моисеев признался, что замысел фильма у него родился из одной идеи — женщина заботится о больном пришельце. И уже на это он нарастил весь относительно бодрый экшен, связанный с бандитами и нелегальными экспериментами. Но конфликты и происшествия все равно остаются на втором плане, они не способны перебить искренность, и в чем-то даже наивность главного авторского высказывания. Ведь бескорыстное человеколюбие — это необходимая черта человеческой личности, на которой строится его моральный компас и благодаря чему у нашей цивилизации есть шанс прожить еще несколько сотен лет. И в непростые времена, когда милосердие и сострадание уходят из моды, важно, чтобы кто-то напомнил нам о важном.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
2 эпизод 2 сезона сериала «Дом дракона» Previous post «Рейнира Жестокая». Рекап 2 эпизода 2 сезона сериала «Дом дракона»
Пока всеми любимый Pixar показывает в кино изнанку пубертата, мы с вами заглянем в голову к самой студии и попробуем разобраться: Pixar – торт или уже нет? Next post Pixar: бесконечность и так далее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *