Невозможно не заметить, что в последнее время появляется всё больше проектов, где так или иначе фигурируют советские или русские шпионы. Кажется, это уже можно назвать западным трендом, а в обозримом будущем — западным киноклише (если уже не стало им).
Многие фильмы и сериалы, где рассказывалось о российской/советской реальности, часто грешили обилием «клюквы». Особенно скандальным из последних в этом плане стал «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс. С тех пор создатели пытаются избегать позорных штампов, но не могут удержаться от соблазна ударить по старым нотам, что стало очевидно, например, в «Чёрной вдове».
Не только масштабный Marvel допускает такие ошибки. Даже Netflix с огромными бюджетами порой позволяет себе слишком много вольностей в отношении российской культуры и истории. В «Очень странных делах» они буквально сконцентрировали вокруг советских злодеев сюжет одного из сезонов, а в своём самом дорогом фильме «Красное уведомление» не стали заморачиваться на банальную достоверность фактов. Да и откуда там деньги на это (или приличную графику и сценарий), когда весь бюджет ушел на гонорары Райану Рейнольдсу, Дуэйну Джонсону и Галь Гадот. И пусть многие уже давно стали воспринимать «клюкву» в кино как шутку, это не перестаёт выглядеть как минимум непрофессионально и низкопробно. В оправдание подобному можно только сказать, что позиция западного кино не сильно изменилась и в репрезентации, например, Китая.
В 2022 году уже успело выйти три сериала, где русские шпионы или мошенники не просто фигурировали в сюжете, а были на главных ролях. Мы посмотрели, разобрали их и вынесли вердикт: бред или есть разумные зерна.
«Изобретая Анну»
Мини-сериал Netflix от сценаристки «Анатомии страсти» неподражаемой Шонды Раймс о мошеннице Анне Делви (Джулия Гарнер), основанный на реальных событиях. Вдохновение создательница черпала из скандальной статьи Джессики Пресслер в New York Magazine, а в сериале прототип журналистки зовут Вивьен Кент, исполняет Анна Кламски (звезда сатиры «Вице-президент»).
Несколько лет Делви — уроженка СССР, переехавшая в Германию, а потом в США — обманывала элиту Нью-Йорка и вымогала деньги у финансистов с Уолл-Стрит. Вс это вылилось в огромный скандал и судебное разбирательство. И масштаб махинаций аферистки одновременно восхищает и пугает, кажется, даже самих создателей сериала.
Нам представляют спутанный рассказ о прошлом, настоящем и будущем мошенницы, пытаясь найти если не оправдание, то хотя бы понимание, почему Анна Делви обманывала всех вокруг. Она гений или психически больная? В «Изобретая Анну» много дат, разных мест и людей, и среди всего этого можно легко запутаться, а хаотичность сюжета даже может нервировать. Однако зрителям суммируют все главные моменты и выводы во время личных бесед Вивьен и Делви, надо только их дождаться.
Несмотря на постоянную смену локаций и окружения, этот сериал ощущается слегка затянутым. Слишком много фактов постарались уместить шоураннеры в каждом метре кинопленки. Не успеваешь отсеивать важное и второстепенное. Также тут не обошлось без преувеличений и прикрас, которые так любит Шонда Раймс: они помогают добавлять в сюжет «мыльную оперу», столь милую сердцам многих, кто бы что ни говорил.
И тем не менее сложно не досмотреть сериал до конца. Прежде всего, потому что интересно: какая хитрость будет дальше, какой обман ждёт очередного банкира, доверившегося миловидной блондинке. А ещё потому что любопытно наблюдать, как почтенная элита Нью-Йорка стыдится своей глупости, предпочитая умалчивать о репутационных потерях. И конечно, очень сложно оторвать глаза от мира дорогих апартаментов, роскошных ресторанов и полной вседозволенности — ведь «Изобретая Анну» позволяет заглянуть каждому в этот закрытый клуб для избранных. И «клюквы» здесь совсем нет, СССР упоминается, как место рождения, и не больше.
«С холода»
Ещё один проект Netflix, где в центре сюжета девушка с русскими корнями. Главная героиня Дженни — бывший агент КГБ, которой удалось вырваться из советской опеки и построить жизнь в США. Но однажды, когда она уезжает в Испанию с дочкой, ей напоминают о прошлой жизни, где её звали Аня Петрова с псевдонимом «Шёпот».
Прежде всего, надо сказать, что это фантастический сериал с вкраплениями действительности. Создатели попытались удержать баланс между реальностью и выдумкой, но, кажется, что по душе им больше вымысел. История скачет между нашим временем и Москвой 1990-х годов, когда шпионские игры были любимой темой не только в политике, но и в искусстве.
Сразу хочется отдать дань уважения сериалу за то, что русских тут не играют иностранцы с ужасным акцентом. Главную шпионку исполняет Маргарита Левиева, родившаяся в Ленинграде и уехавшая в США в 11 лет (но русский язык не забывшая). В молодости Аню Петрову играет российская актриса Стася Милославская, а другая россиянка Алёна Хмельницкая — наставницу юной шпионки.
В плюсы проекту можно записать и попытки передать атмосферу России 1990-х: огромная работа проделана дизайнерами по костюмам. Даже музыку подобрали под стать эпохе: в сценах, где Петрова приходит на рейв, играют треки группы «Технология», популярной в начале 90-х.
Но на этом, пожалуй, хорошее и заканчивается. «С холода» снимался в Мадриде, поэтому московская подземка в сериале выглядит как плохо отретушированная картинка с вкраплениями кадров из метро Нью-Йорка (или просто был дырявый хромакей). Спорными выглядят и интерьеры советских квартир: смесь русских названий на книгах и бюджетной мебели из каталога IKEA.
И главной вишенкой на торте становятся мифы о советских спецслужбах и шпионах. Это можно отнести к главной «клюкве» сериала, от которой становится просто смешно. Для примера в одном из диалогов говорят, что одна из лучших разведчиц Аня Петрова обрела свободу и смогла наладить жизнь в США, когда «Россия потеряла хватку», и разведка в стране была не в приоритете. Не говоря уже о том, какие фантастические силы приписывают сотрудникам КГБ, которых взрастили в СССР.
В целом «С холода» — средненький шпионский сериал, местами динамичный, местами даже интригующий. Актёры играют неплохо, больших логических дыр нет. Но всё равно при просмотре не покидает чувство полного отрыва сериала от реальности и желание громко смеяться. Пожалуй, подойдёт для тех, кому понравился «Красный воробей».
«Эндшпиль»
Помните «Ограбление по-итальянски» с Шарлиз Терон и Марком Уолбергом 2003 года? Или «Армию воров» 2021 года? Эти фильмы (и многие другие на схожую тематику) объединяет одно — хитрый план ограбления, где зритель искренне сопереживает преступникам и хочет, чтобы их многомиллионная шалость удалась. А потом вдобавок под маской ограбления вырисовываются иные более личные и менее меркантильные мотивы, что усиливает градус эмпатии.
Сериал «Эндшпиль» продолжает эту традицию, а во главе парада стоит шикарная Морена Баккарин в роли гениальной преступницы, уроженки России, Елены Фёдоровой. Она попадает в руки правоохранителям США, но, даже находясь в защищённой тюрьме, умудряется руководить серией ограблений банков. И параллельно вскрывать прогнившие секреты чиновников.
Динамика развития отношений между героями тут местами напоминает «На гребне волны» с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи (и другие многочисленные похожие проекты). История о том, что даже защитник закона может увидеть в преступнике товарища и личность.
Одним из шоураннеров «Эндшпиля» стал Джастин Лин — режиссёр нескольких «Форсажей», так что экшена тут достаточно. А вот за сценарий отвечает, в том числе Николас Вуттон, работавший над «Законом и порядком» и «Побегом». Поэтому в сериале закрученный сюжет с многоуровневой интригой, где каждая новая хитрость Фёдоровой усложняет жизнь агентам ФБР и нацбезопасности. Удастся ли им удержать планку в будущем, ведь намёки на продолжение уже есть?
Кстати, очень гармонично сюда вписан феминизм, показанный через противостояние сильных женщин, что выглядит естественным, а не навязанным для истории.
Что по поводу «клюквы»? Её тут почти нет. Россия упоминается как факт биографии и не более. Акцент на личности, а не на национальности. При просмотре даже можно забыть, что героиня из РФ, если бы там регулярно не повторяли её имя и не показывали события из прошлого. В чём-то отрывки из российской жизни Фёдоровой выглядят даже более европейскими: к реальности это имеет мало отношения, но хотя бы не коробит.
P. S.
Для тех, кто дочитал до конца, — небольшой бонус. Если вы в поисках чего-то качественного о противостоянии СССР и США, то посмотрите сериал HBO «Американцы» о советских шпионах. В центре сюжета пара сотрудников КГБ, которых отправили в столицу США Вашингтон добывать информацию, а их прикрытием стала роль супружеской пары. Действия разворачиваются в 1980-х.
Это, прежде всего, сериал о моральных дилеммах, семейных ценностях и этических нормах, а уже потом шпионская драма. Он о том, что такое преданность родине, и на что человек готов ради этого. «Американцы» были удостоены многих кинонаград, в том числе «Золотого глобуса» и нескольких «Эмми», и заслуженно.
Невероятные Кери Рассел и Мэттью Риз, в конце концов, так убедительно сыграли супругов, что и в реальной жизни стали парой. Но помимо призов, актёрской игры, стилизованности под эпоху, высококачественного сюжета, честной и справедливой демонстрации США и СССР (без «клюквы»), пожалуй, главным достоинством «Американцев» теперь становится то, как искренне и сильно история сериала бьётся с нынешним временем и его событиями.