Корейские фильмы – это всегда про эмоции, смесь жанров и неповторимый стиль. Неважно, в каком направлении работает тот или иной режиссер, кино будет вызывать реакцию, удивлять неожиданными сюжетными решениями и радовать глаз. Мы в редакции решили вспомнить свои любимые корейские фильмы, которые могут стать для вас своеобразным гидом в мир кино Южной Кореи.
«Крокодил» (1996)

1996 год для южнокорейской киноиндустрии подобен 1969-му в Голливуде, когда, не сговариваясь, несколько вундеркиндов запустили новый цикл вращения пленки мирового кинематографа, вознеся свой талант на розеточный алтарь киноглаза. Хон Сан-су и Ким Ки Дук закодировали послание и запечатлели его в антидинастийной истории корейской новой волны.
«Крокодил» Ким Ки Дука – это не «Крокодил Данди», и вообще не история о человеке. Крокодил в исполнении Чо Джэ-хёна – прямоходящее существо с тягой эксгибиционизму и насилию, но в то же время с зарождающейся эмпатией. В один из дней амбивалентная натура вынуждает его сначала спасти девушку, а потом её изнасиловать. Однако чудачка отвечает на это безграничной любовью к отморозку. По Жану Жене истинное Добро кроется не в желании вершить общее Добро, а в любви к субъектности и даже отвратительным проявлениям её сути. С этого ракурса чувство Хён Джон к Крокодилу абсолютно и ангелично.
Ким Ки Дука в дальнейшем ожидало множество побед, но «Крокодил» является исходной точкой, которая постоянно затягивает в себя автора. Перверсивная, мареная в городском канале мегаполиса, призрачная и до вульгарности плотская картина позднее задаст тон кимкидуковской романтике и собьет резонанс драматургического камертона режиссеров новой волны, проорав имя корейского кино в ушную раковину эпохи.
«Воспоминания об убийстве» (2003)

Уже ставшая культовой классикой картина, являющаяся вольной адаптацией событий, связанных с преступлениями первого серийного убийцы в Южной Корее и последующими расследованиями. В подобном сюжете сложно избежать клише, но Джун-хо с удовольствием сбивает стереотипы.
«Воспоминания об убийстве» — это мастер-класс по повествованию, изучению персонажей и деконструкции жанра. Пон Джун-хо мастерски «расставляет» своих актеров, словно шахматные фигуры, делая акцент на личной жизни, трудностях, и недостатках героев, динамике власти в каждой конкретной сцене, и критике системы, которые, в первую очередь, позволили происходящему безумию процветать.
В этом фильме есть место юмору (что не может быть удивительным для тех, кто знаком с творчеством режиссера), но это душераздирающая, жестокая, опустошающе грустная история. А концовка остается в памяти надолго, если не навсегда, заставляя помнить о том, что в этом мире есть (и будет) зло, с которым никто на самом деле не борется.
«Сочувствие госпоже Месть» (2005)

Ли Гым-джа попадает в тюрьму по ложному обвинению в убийстве ребенка. Через 13 лет она вместе с сокамерницами находит настоящего убийцу и устраивает публичную долгую казнь, пригласив родителей пострадавших детей, заинтересованных в красочной расправе не меньше, чем девушка. Но лучше не становится. Ядовитое пятно, питавшееся мыслями о вожделенном отмщении, разрастается еще больше.
Если женщина хочет мести, то поп-культура предлагает не только сладко-бархатный голос Джастина Уорфилда, но и хищный взгляд Умы Турман. Хотя даже в кроваво-постмодернистском и веселом «Убить Билла» героиня плачет, пока расправляется с последней жертвой. Пак Чхан-ук собирает эти слезы и возводит их в ведущий морально-философский тупик, присущий и двум другим фильмам из его «Трилогии о мести», снятой в начале нулевых.
Природная рефлективность азиатского кино смешивается с античным представлением о судьбе. Избегая прямых намеков (как в «Олдбое»), режиссер заимствует саму неповоротливую глыбу древнегреческих мифов. У Ли Гым-джи здесь нет выбора, бездействовать она не может, но и действие множит душевные мучения. Правда, даже среди черного склизкого вибрирующего мрака, иногда сыпет белый чистый снег.
«Человек из ниоткуда» (2010)

Тихий владелец ломбарда Чха Тхэ Сик, мастерски сыгранный Вон Бином, — бывший спецназовец с трагическим прошлым. Его жизнь меняется, когда соседская девочка Со Ми и её мать-наркоманка ввязываются в кражу наркотиков у местной банды.
Фильм, задавший тон всему современному корейскому нуару, сочетает хлёсткий экшен с эмоциональной глубиной: сцены боев и перестрелок здесь не просто зрелищны, а метафоричны — каждый удар как будто отражает внутреннюю боль героя. Режиссер Ли Чон Бом виртуозно балансирует между нежными моментами (например, сцены с пианино) и черным юмором, а финал оставляет горькое послевкусие, заставляя задуматься о цене искупления.
«Убийство» (2015)

В южнокорейском кинематографе в избытке представлены исторические фильмы, особенно те, события которых происходят в период с 1910-го по 1945-й год. Сопротивление японским оккупантам занимает важное место в национальном самосознании любого корейца, вне зависимости от его политических предпочтений. Отсюда и высокий спрос на картины о подвигах партизан. Один из таких хитов внутреннего проката — «Убийство» Чхве Дон-хуна, повествующее о покушении отряда диверсантов на генерал-губернатора и бизнесмена-коллаборанта.
Как это обычно бывает у корейцев, отнести ленту к одному или даже двум жанрам не получится: комедийное в ней уравновешивает драматическое, а лирическое — эпическое. То фильм уходит в высокопарную серьезность (тема все-таки не шуточная), то превращается в экшн-буффонаду с перестрелками в лучших традициях Гонконга вперемешку с Болливудом. Несмотря на обилие сюжетных линий, внушительный хронометраж и частую смену тональности, «Убийство» практически не проседает в динамике, проносясь словно главные герои по улицам Сеула в финале. К слову, колоритные персонажи — это без преувеличения лучшее, что есть в картине. Главным образом среди них выделяется совестливый гангстер по прозвищу Гавайский пистолет, роль которого воплотил Ха Джон-у — звезда «Служанки».
«Служанка» (2016)

Атмосферная история об афере, любви и предательстве, где кореянка-воровка внедряется в дом японской аристократки, чтобы помочь авантюристу завладеть ее состоянием.
Пак Чхан-ук превращает эротический триллер в изысканную игру с перспективами: зритель трижды пересматривает одни и те же события, каждый раз обнаруживая новые слои лжи. Фильм гипнотизирует визуалом — от бархатных интерьеров до сюрреалистичных сцен в подвале-кунсткамере. Но главное здесь не извращения, а тема освобождения: героини ломают патриархальные цепи, используя против угнетателей их же оружие —欲望 (желание) и 恨 (хан, корейская тоска).
«С богами: Два мира» (2017)

Эпичное фэнтези о пожарном, который после смерти становится «подсудимым» в загробном суде. Чтобы переродиться, он должен за 49 дней пройти 7 испытаний, отражающих грехи человечества.
Фильм поражает масштабом: от визуальных эффектов уровня лент Marvel до философских вопросов о жертвенности и прощении. Режиссёр Ким Ён Хва соединяет буддийские мифы с голливудским экшеном, но сердце истории — в отношениях героя с матерью, чья жертвенная любовь становится ключом к спасению. Кассовый успех (сборы свыше $100 млн) подтвердил: корейское кино может конкурировать с западными блокбастерами, не теряя душевности и фирменного колорита.
«Избави нас от лукавого» (2020)

Красочный, динамичный и, как положено азиатскому кинематографу, кровавый и жестокий боевик с филигранно поставленными экшн сценами. По сюжету отставной киллер Ин-нам (Хван Джон-мин) выполняет последнее задание по убийству главы клана якудза и хочет уйти на покой. Но клан не собирается вот так просто спустить всё на тормозах. Выяснив информацию об исполнителе заказа, они сначала убивают девушку Ин-нама, а потом похищают её дочь, о которой киллер ничего не знал. Ин-нам бросается на поиски, а по его следу уже идёт другой киллер — брат погибшего главы клана.
«Избави нас от лукавого» продолжает славные традиции корейских боевиков, где сложные хореографические сцены соседствуют с драмой, а каждый тщательно выстроенный кадр погружает нас в мрачный мир, в котором киллер идет на киллера, и остальным лучше постоять в сторонке, пока эти двое дубасят друг друга.
«Чрезвычайная ситуация» (2021)

«Чрезвычайная ситуация» – абсолютный хит у себя на родине и самый кассовый блокбастер 2022 года. Фильм о смертельном вирусе на борту пассажирского лайнера, который вынужден скитаться от одной аэрогавани к другой, в надежде, что его где-то, наконец, посадят и окажут пассажирам медицинскую помощь. Но на земле далеко не все готовы принять у себя зараженный самолет и как могут, раскачивают неповоротливую бюрократическую махину.
Это довольно мощное зрительское кино с отшлифованным визуалом, отличной динамикой и мастерски отточенным саспенсом. Но этого для южнокорейского кино всё равно мало. На тот момент режиссёр-дебютант Хан Джэ-рим снимал не просто фильм-катастрофу. Здесь, кроме всего прочего, на каждом повороте сюжета припасено по порции уже привычной социальности — монотонного детектива, трагических монологов и бичевания капитализма. Сюда же добавилась не утихающая общественная тревога от недавней пандемии. И постановщик наглядно показал, что просто сбежать от свалившихся на голову проблем на самолёте уже не получится. Времена не те.
«Наш день» (2023)

Хон Сан-су — один из ключевых авторов современного корейского кино, как, в общем, и мирового, хотя его тихие драмы редко привлекают внимание кого-то вне круга фанатов. Впрочем, раз в пару лет он делает вылазки не то чтобы в большое, но, скажем аккуратно, не в такое маленькое кино: умеренным хитом была «Женщина, которая убежала», определенным успехом пользовались «Нужды путешественника» (прежде всего благодаря Изабель Юппер в главной роли). Те же, кто готов смотреть, как люди живут, пьют соджу, встречаются и расстаются, и на самых скромных фильмах режиссёра равно не смогут оторваться от экрана.
Среди них особенно замечателен «Наш день». Медитативная история об актрисе, уставшей от профессии, и поэте, бросающем пить. Герои здесь снова говорят и пьют (хотя и пытаются не), ищут кота, спорят, но чуть больше проговариваются о том, что действительно чувствуют. Учитывая продуктивность Хона, «Наш день» ощущается как очередной поход в знакомый бар со старым другом, но только и в друге, и в тебе вдруг обнаруживается что-то новое, и обычная встреча запоминается надолго. В финале (не великий спойлер) все весело играют в алковерсию камень-ножницы-бумага, и ничем, кроме этого, в жизни, конечно, заниматься больше не хочется.
«В паутине» (2023)

Ким Джи-ун — один из тех режиссеров, с кем, в первую очередь, ассоциируется современный южнокорейский кинематограф. Золоток век его карьеры пришелся на вторую половину 2000-х. Однако после эффектного триллера «Я видел дьявола» постановщика понесло не в ту степь, а точнее говоря, на техасские равнины. «Возвращение героя» с Шварценеггером не увенчалось успехом как в творческом, так и в кассовом отношении. Правда, впоследствии Ким сумел реабилитироваться.
Его последняя на данный момент работа — самоироничная комедия «В паутине» представляет собой нечто среднее между «Горе-творцом» Франко, «Книгой решений» Гондри и «Да здравствует Цезарь!» Коэнов. Главный герой истории — режиссер, списанный с классика корейского кино Ким Ги-ёна и сыгранный звездой «Паразитов» Соном Кан-хо. Он втайне от студии решает переснять финал уже законченного фильма, но, разумеется, все идет не по плану, и незадачливому художнику с синдромом самозванца приходится выкручиваться из кутерьмы актерских ссор и несчастных происшествий. Вдобавок ко всему на площадку заглядывают цензоры. Правда, персонажи находят элегантное решение, преподнося новую концовку как антикоммунистическую пропаганду, направленную против «северного соседа».
Наверно, главная фишка, которая отличает национальный кинематограф РК от прочих, это сложная жанровая идентичность, и ленты Ким Джи-уна — не исключение. «В паутине» находится на пересечении комедии положении, политического фарса, авантюрного триллера и меланхоличной драмы о природе искусства и таланта. Рядовой зритель будет заливаться смехом, наблюдая как герои влипают в абсурдные ситуации, а творческий человек обязательно разделит страдания и боль невезучего постановщика.