Как у вас дела, дорогие читатели? Вы уже начали традиционный просмотр рождественской классики за кружкой горячего шоколада и корзиной мандаринов? А то после Нового года наши любимые тематические фильмы вновь отправятся на полки ждать следующего повода.

Я решила воспользоваться моментом и рассказать вам о том, как мы в принципе начали снимать и смотреть кинокартины в рождественском сеттинге.

Как всё начиналось?

Первый фильм про Санту появился раньше, чем мы могли бы с вами предположить. В 1897 году, всего лишь через год после «Политого Поливальщика» братьев Люмьер, жители США могли насладиться первой в мире рождественской трилогией: «Ночь перед Рождеством» («Night Before Christmas»), «Санта-Клаус наполняет чулки» («Santa Claus Filling Stockings»), «Рождественское утро» («Christmas Morning»).

Сюжет этих немых короткометражных лент был прямолинеен и показывал самые обычные хлопоты волшебной ночи. К сожалению, до нашего времени они не дошли, вероятнее всего сгорев при одном из пожаров складов Голливуда. 

Самый древний фильм из тех, что мы можем оценить сегодня — это фильм Джорджа Альберта Смита «Санта-Клаус» 1898 года. История, рассказанная английским режиссером, мало чем отличается от уже упомянутой американской трилогии. Интересна же она применением комбинированных съемок, которые и сегодня смотрятся эффектно.

Неудивительно, что кинематограф так быстро пришел к рождественским сюжетам. Как младший брат театра, он позаимствовал темы и истории и старался их воспроизвести в новой технической форме. Поэтому в самом начале рождественские киноленты были чаще экранизациями.

Как мы начали смотреть рождественские фильмы?
Первая экранизация, снятая у нас, вышла в 1913 году. По произведению Николая Гоголя Владислав Старевич срежиссировал фильм «Ночь перед Рождеством», получивший высокие отзывы в Российской Империи и за рубежом.

Рождественские фильмы «золотого» Голливуда и Европы

Когда мы говорим о рождественской классике, сразу вспоминаем «Эту Замечательную Жизнь» Фрэнка Капра, «Жену Епископа» Генри Костера, «Чудо на 34-ой улице» Джорджа Ситона и другие известные фильмы раннего Голливуда. Американский кинематограф первым осознал, что зрителю нравятся трогательные истории.

Помимо в принципе крепко сформировавшейся к тому времени киноиндустрии в Соединённых штатах, связывают это ещё и с развитием телевизионных технологий и рекламного искусства. У американского жителя чуть раньше сформировался образ того самого праздника, к которому многие стремятся до сих пор – красивая ёлка, под ней подарки, семейный ужин и свечи (которые потом стали гирляндами), украшающие каждый угол дома. Фильмы очень умело встраивали эти визуальные образы в своё повествование, помогая зрителю погружаться в состояние, которое мы называем «праздничным настроением».

Как мы начали смотреть рождественские фильмы?
Кадр из фильма «Жена Епископа» Генри Костера

С европейским кино всё чуть проще. Как правило, фильмы, рассказывающие нам праздничные истории, яркие и красивые – нам это в них чаще всего и нравится. В определённый период европейским странам было не до создания сказок. Это не значит, что рождественских фильмов там не было вовсе.

  • Английский фильм «Мистер Скрудж» Генри Эдвардса – одна из первых полнометражных экранизаций произведения Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» (и возможно, самая невесёлая). Кстати, именно это произведение считается самым экранизируемым в рождественской тематике;
  • Мрачный шведский триллер «Гость приехал» Арне Маттсона, где события фильма происходят в канун Нового года. Сюжет явно вдохновлён Агатой Кристи, но при этом кинокартина не лишена скандинавского колорита;
  • Детективная драма с французским юмором «Убийство Деда Мороза» Кристиана-Жака. Фильм о том, как жители маленького городка расследуют убийство, обаятельный, колкий, и, действительно, очень французский.

Как «Эта замечательная жизнь» повлияла на западный кинематограф?

Укрепились же Рождественские и Новогодние фильмы в западных странах в начале 70-ых годов. Это кстати часто связывают с популярностью «Этой замечательной жизни».

Вы спросите: «Погоди, Эллина, фильм вышел в 1947 году, причем тут он и 70-ые?»

У шедевра Фрэнка Капра была тяжелая история – фильм провалился в прокате. Несмотря на высокие оценки критиков, у публики в год выхода фильм популярность не заимел. Продюсерский центр Liberty Films из-за этого обанкротился, режиссёр тяжело переживал, хотя до конца своих дней верил в то, что это была его лучшая работа. Ситуация изменилась спустя 28 лет, когда у дистрибьютора закончились права на «Жизнь», и они решили их не продлевать. Так будущая американская легенда попала на экраны каждого телевизора Соединённых Штатов. Печальный, но при этом добрый и волшебный фильм покорил сердца людей и очень быстро стал популярен сначала в англоязычном, а потом и в европейском обществе.

Семья Кевина в Париже смотрит «Эту замечательную жизнь» на французском

Такая неожиданная известность вдохновила многие страны на создания своих рождественских киносказок. 70-ые и 80-ые подарили зрителям отличные и необычные фильмы, не только добрые и семейные, но и страшные, эксцентричные, порой даже абсурдные.

  • Немецкая картина «Рождественская гусыня Августа» рассказывает нам историю оперного певца, дети которого превратили праздничный ужин в друга семьи;
  • «Дед Мороз – Отморозок» – трагикомедия про слегка сумасшедших французов, которые волею судьбы вынуждены отмечать Рождество вместе (спойлер – выходит у них не очень). Интересно, что возрастных ограничений у кинокартины нет. Но я бы не рекомендовала смотреть её с маленькими детьми;
  • Итальянская молодежная комедия «Рождественский Каникулы» – фильм про любовь и горнолыжный курорт, который впоследствие вырос в огромную франшизу. Можно, наверное, сравнить его с «Американским пирогом», только чуть приличнее и с итальянским колоритом;
  • Чешская сказка «Три орешка для Золушки» – фильм, хорошо знакомый советскому зрителю. Добрая семейная сказка. Ощущение, что в русскоязычном пространстве его любят даже больше, чем в Европе – рейтинг на Кинопоиске существенно выше IMDb.
  • «Умершие» – англо-ирландская драма с Анжеликой Хьюстон в главной роли не оставит равнодушными любителей серьёзного кино. Крепкий, камерный неторопливый фильм о семейных ценностях.

Кино Советского Союза

Советский новогодний кинематограф жил своей собственной жизнью. Самым первый ярким фильмом стала «Карнавальная Ночь» Эльдара Рязанова. Советский зритель очень любил эту яркую картинку, поэтому новогодних фильмов снималось много. Какие-то имели грандиозный успех и просматриваются в России и по сей день, наверняка даже нашими читателями. А какие-то прошли тише.

  • «Карьера Димы Горина» собрала вместе будущих звёзд и отличных режиссёров. Картина стала дипломной работой Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского;
  • «Как рождаются тосты» – советская сатира с Георгием Вициным в главной роли. Фильм короткометражный, что превращает его в кинофельетон и придаёт даже большее обаяние;  
  • «Високосный год» – интересная картина, которая, думаю, придётся по вкусу любителям театра в кино и Иннокентия Смоктуновского. Интересно, что ситуация, обратная «Трём орешкам для Золушки» – на зарубежном сайте фильм оценён выше, чем на отечественном.

Пик рождественского кино

Свой пик американский и европейский рождественский кинематограф встретил на рубеже веков. Девяностые и нулевые подарили широкой аудитории те картины, которые многие из нас до сих пор с любовью пересматривают. 

Этот подъём коснулся, конечно же, не только новогодних фильмов, в принципе зрители стали ближе к киноискусству. Связано это, опять же, с развитием технологий и телевидения. Производство стало дешевле, посещение кинотеатров за предыдущее десятилетие стало доступно любому гражданину западного мира даже с небольшим финансовым достатком. И всё чаще лидерами мнений стали становиться именно киноактёры и киноактрисы. 

Всё перечисленное стало благодатной почвой для съёмок семейных фильмов – от комедий до приключений. Киноязык стал чуть проще, сюжеты – динамичнее, а фокус внимания нацелился именно на понятные чувства и эмоции

Отражение этих тенденций мы можем увидеть в наших любимых рождественских фильмах.

Думаю, многие из нас честно влюблены в «Реальную любовь», в которой мы можем найти талантливо использованные кинематографические тренды тех лет. Режиссёр и сценарист картины – Ричард Кёртис – один из самых знаковых сценаристов современного британского кинематографа. Он умело прописал несколько коротких и обаятельных историй. Фильм на несколько лет вперёд задал моду на киноальманахи.

Как мы начали смотреть рождественские фильмы?

Новогодние фильмы сегодня – какие они?

Сейчас новогоднее кино переживает не лучшие времена – часто казалось бы масштабные и технически качественные проекты знаковых киностудий выглядят картонно, недоработано и скорее производят впечатления рождественской безделушки. Этому тоже, конечно же, есть объяснение. Оно – в деньгах.

Лёгкая окупаемость рождественских фильмов при небольших затратах всё-таки слегка обленила киностудии. Это очень хорошо видно, например, по фильму «Последнее Рождество». Проект при небольшом бюджете хорошо окупился (есть хитрость с прокатом в Китае, где фильм хорошо заработал, но из-за особенностей местных законов не все деньги дошли до студии, но не будем об этом), но имел не очень хорошие отзывы зрителей и кинокритиков.

Одно из моих самых больших рождественский разочарований последнего времени – фильм «Мальчик по имени Рождество». Проект, имевший большой потенциал, умер в руках плохой постановки и устаревшего киноязыка.

Как мы начали смотреть рождественские фильмы?

Поэтому фокус внимания искушённых кинозрителей всё чаще переходит либо на независимый кинематограф, либо на проекты стриминговых сервисов. И если со вторым всё более или менее понятно – фильмы не факт, что лучше (если это, конечно, не «Клаус»), но тоже имеют знакомые лица и часто доступны по уже и так оплаченной подписке (нашла, кстати говоря, для вас топ самых свеженьких фильмов), то вот от представителей первых категорий стоит ждать всё больше громких и интересных проектов (фестивали, на которые можно поглядывать). 

  • «Рождество, опять» – фильм, навевающий скорее лёгкую печаль, чем новогоднюю радость, но это не делает его хуже. История, основанная на жизни самого режиссёра картины Чарльза Покела, наверняка откликнется у некоторых из наших читателей;
  • Сериал от Netflix «Домой на Рождество». Не ставьте крест на этом проекте, потому что это не «очередной продукт от Нетфликса», а скорее то, за что некоторые из нас любят эту студию – интересный европейский многосерийный фильм с увлекательным сюжетом;
  • Кинокартина Шона Бэйкера «Мандарин», покорившая в Sundance, – это история об эксцентричных жительницах Лос-Анджелеса, которые проводят канун Рождества в поисках любовницы парня одной из них. По вайбу мне этот фильм напомнил «Экстази».
  • Необычная экранизация книги Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникого – яркий представитель необычного фильма, снятого на фоне новогодней суеты.

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Фабельманы рецензия Previous post Сними это ещё раз, Сэм: рецензия на фильм «Фабельманы» Стивена Спилберга
сериал после титров Next post Главные российские сериалы 2022 года: от экранизации Минаева до запрещённой сатиры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *