Ингрид Олеринская, Ангелина Стречина, Лиза Шакира, Владислав Ценёв, Анастасия Уколова, Мария Шумакова, Софья Лебедева, Мила Ершова, Соня Присс – все эти имена на слуху не только благодаря удачным ролям, но и за счёт комплексного продвижения в медиа и социальных сетях. А отвечает за это директор по коммуникациям и продвижению теле- и киноактёров Александра Плисакова.
Мы пообщались с Александрой о том, как продвигать российских актёров, какие есть тренды в сфере, её отношении к работе с изданиями и неожиданных историях из жизни артистов.
Спойлер: однажды ей пришлось снимать номер в отеле для… хомячка!
– Как ты оцениваешь роль PR в карьере совремённых актеров? Какие тенденции наблюдаешь в этой области в последние годы?
Очень интересный вопрос. С одной стороны, убеждена, что переоценить роль пиар-сопровождения сложно. С другой, смотрю на путь некоторых артистов, и кажется, что у них и так всё хорошо складывается: топовые проекты, внимание СМИ, рекламные контракты. Тем не менее, рано или поздно встанет вопрос того, как с таким вниманием работать. А тут всё же есть определённые правила игры, надо понимать их, потому что от этого во многом зависит, какую нишу в итоге займёт артист в инфополе. И по моему опыту, это может влиять и на непосредственную работу артиста.
Если говорить о тенденциях, то когда я начинала свой путь в личном пиаре, это были преимущественно холодные звонки. Я помню, просто рассылала всем артистам, чьи контакты удавалось найти, сообщение с предложением своих услуг. Кто-то не отвечал вообще, кто-то благодарил и отказывался, а кто-то откликался. Например, согласия на встречу от своей первой подопечной, актрисы Ингрид Олеринской, я ждала примерно месяц. Тогда у нее были съёмки не в России, и её было не застать в Москве. В какой-то момент я уже потеряла надежду, но недавно вот FB* напомнил, что мы уже как 10 лет вместе. И для нас это уже не только рабочие отношения, но и дружеские. Кстати, убеждена, что в моём ремесле хорошие личные отношения с артистом – важная составляющая успешного взаимодействия.
Так вот, если на старте это всегда были исходящие предложения, то сейчас очень многие артисты пишут, звонят сами. Забавно, что иногда обращаются даже те, кто тогда мне вообще не ответил. Конечно, за это время произошли сильные метаморфозы во всей индустрии, в том числе и в рекламе.
Не будем забывать и про социальные сети, их роль в формировании личного бренда тяжело переоценить. Всё это в какой-то момент ставит артиста в положение, когда ему нужна помощь, чтобы как-то ориентироваться в этом пространстве вариантов. Но при этом чаще всего обращаются по двум причинам: «не утверждают продюсеры, потому что не хватает медийности» и «у меня хорошие роли, но никто об этом не знает». И кстати, возможно, именно такие запросы и предопределили специфику моей работы.
Я поняла, что мне намного интереснее работать с новыми лицами, молодыми талантами, которые зачастую недополучают внимания со стороны СМИ, потому что оно уходит более медийным артистам. Работая с молодыми талантами, ты чувствуешь сопричастность, и все точки роста гораздо ощутимее. Это большая мотивация.
И приятно, когда эти результаты отмечают. Но тут хочется сделать важное замечание: это всегда командная работа. В идеальном мире это тесное сотрудничество артиста, его агента и пиар-менеджера. И это я не говорю о пока наименее распространенной для нашего рынка модели, когда в ней есть ещё место и для агента по рекламе, стилиста, визажиста и т. д.
– В чём вызовы при продвижении российских актёров?
Главный вызов в том, что как раз такой идеальной картины не получается. Либо пиар-менеджера вообще нет, и тогда агент делает всю работу за всех, либо агент и пиар-менеджер даже не знакомы, и нет слаженных действий. Всё очень хаотично, нет чёткого разделения труда, нет понимания общей картины, нет стратегии развития. И самая главная сложность, с которой можно столкнуться – непонимание со стороны артиста, что пиар – это тоже работа, которая требует времени, сил, концентрации, соблюдения дедлайнов. Иногда она даже предполагает изменения внешного вида, образа мысли. А к этому вообще мало кто готов, как показывает опыт.
Александра со своими подопечными
Думаю, если бы у каждого артиста было осознание того, что он может быть не только творческой единицей, но и своего рода брендом, отношение было бы другим. Хотя конечно, далеко не всем нужно какое-то внимание дополнительное. Многие заняты исключительно работой в театре и кино. Вообще, не знаю как сейчас, но слышала, что в театральных кругах не принято поощрять такого рода активности.
Поэтому у некоторых артистов к личному пиару отношение как к чему-то не очень достойному, а на самом деле, это инструмент, который при правильном использовании, может быть весьма полезен в профессии.
– А что насчёт международного рынка? Был ли у тебя опыт продвижения наших звёздочек в Европе или Голливуде? Или планируешь нечто подобное в ближайшее время?
Как такового, наверное, нет. Всё же для продвижения на каком-то рынке, ты должен быть в этой среде. Когда моя подопечная, актриса и режиссёр Ян Гэ, уехала в Берлин, я точечно помогала с материалами для пары местных изданий, но они были всё-таки ориентированы на русскоязычную аудиторию. Не уверена, что это считается (улыбается).
– Какие стратегии ты используешь для поддержания публичного имиджа своих подопечных в медиа и социальных сетях?
Главная стратегия, пожалуй, в том, чтобы артист на просторах СМИ появлялся по делу, то есть, в привязке к своим проектам. Я не сторонник высасывания инфоповодов из пальца. И поскольку преимущественно работаю с новыми лицами, считаю архиважным, чтобы они заявляли о себе, в первую очередь, в контексте своих ролей. И только после более или менее сформированного образа очень аккуратно переходили к освещению личных тем и инфоповодов, если есть такая необходимость. Бывает, что артисты хотят осветить в печатном издании какие-то важные для них события на память, но большая часть моих подопечных крайне осторожно относятся к освещению личной жизни.
Подопечные Александры на обложках модных журналов
– Как ты вообще подходишь к работе с инфлюенсерами, блогерами и медиа для продвижения подопечных и их проектов?
Краеугольный принцип – попытаться сохранить индивидуальность и самовосприятие героя. То есть, если в начале своей карьеры я порой могла уводить артиста в какую-то универсальную историю, чтобы его, условно, одинаково «любили» глянец и более массовые издания, то со временем стало очевидно, что это нерабочая тактика.
Я по-прежнему убеждена, что для узнаваемости артиста нужно охватывать разные аудитории, площадки, но при этом обязательно учитывать тип личности, склад характера, интересы. Кто-то общителен, кто-то максимально закрыт. И я не считаю себя вправе это кардинально менять. Это, пожалуй, и есть самый главный вызов – создать такую компромиссную среду в работе с артистом, которая позволила бы каждой из сторон решать свои задачи наиболее эффективно, но при этом не изменять своим внутренним установкам.
Уже отталкиваясь от интересов каждого конкретного артиста, я понимаю, в какие издания, рубрики, проекты нам стоит идти, а от каких – воздержаться. То же, кстати, касается и взаимодействия с брендами, будь то сферы бьюти, фэшн или лайф-стайл. У каждого бренда свой герой, и не надо пытаться понравиться всем. Надо понять, кто ты, что для тебя важно и выбирать тех, кто разделяют твои ценности и принципы. Вообще, кстати, хорошее кредо по жизни, я бы сказала (улыбается).
– А расскажи ещё о каких-нибудь интересных историях, связанных с актёрами. Можно без имён.
Часто думаю, что надо где-то фиксировать всякие такие истории, но руки не доходят.
Вот на ум пришли несколько эпизодов.
Однажды одна моя актриса приехала в Питер на съёмки, остановилась в отеле, но так вышло, что в процессе пребывания ей понадобилось на два дня вернуться в Москву, на пробы, если правильно помню. И вот она говорит: «Саш, мы можем, пожалуйста, уточнить у отеля, не готовы ли они по бартеру предоставить номер для моего хомячка?»
Конечно, можно было бы предположить, что она имела в виду человека (смеётся). Но нет, речь шла о её питомце. Неудобно было тащить его с собой в Москву на столь короткий срок. И вот я пишу менеджеру и долго думаю, говорить ли, что номер нужен для хомяка. В итоге, когда речь зашла о питании, пришлось описать ситуацию, как есть. На удивление, дополнительных вопросов не последовало, и всё удалось.
Но в тот момент, помню, думала: «Саш, серьёзно? Организовываешь номер для хомячка? Это пик твоих профессиональных достижений!» (смеётся)
Другая ситуация тоже меня знатно повеселила.
Значит, декабрь. Приближается время корпоративов. Приходит запрос из Казахстана на ведение мероприятия. На этом этом этапе ничего не смутило. Вопросы появились, когда этот загадочный контакт, который даже толком не представился, никак не мог подробно описать формат мероприятия и кто клиент. Всё, как он говорил, абсолютно секретно, поскольку заказчик занимается криптой, поэтому никаких деталей он дать не может, но надо просто довериться и приехать. Примерно так. Под натисками моих продолжившихся расспросов он был вынужден сдаться, взять паузу и пропасть.
Проходит неделя буквально, и с другого казахского номера на эту же актрису приходит запрос на съёмки в кино в Казахстане. Я всегда такие вопросы перевожу на агентов, потому что это их вотчина, но предварительно уточняю детали. И тут я спросила, что за фильм, какая команда, есть ли сценарий и т. д. И вот мне присылают информацию на почту, из которой я понимаю, что речь о порно. И гонорар, как помню, предлагали в долларах. В районе 100 000.
Ну я посмеялась и дальше пишу этому очередному загадочному человеку из Казахстана, что так и так, обратились не по адресу. И первая его реакция была: «О, меня не предупредили, что речь о таком фильме! Простите! А я думаю, почему все так реагируют…» Но прошло буквально минут пять, и от него вопрос: «А если мы цену увеличим?»
Ну и апофеозом было, когда через час моего молчания пришло сообщение уже в мой адрес: «А вы не хотите сняться?»
Я посмеялась и заблокировала его.
Да, вот думаю, это наверное, и есть успешный успех – предложение сняться в фильме для взрослых (смеётся).
– Как ты оцениваешь влияние скандалов или негатива на карьеру актёра/актрисы, и как реагируешь на подобные ситуации?
Вот как плавно мы подошли к скандалам и интригам (улыбается).
Это точно не мой конёк. Работа с чёрным пиаром. Я вообще искренне не понимаю, зачем он нужен молодым артистам, которые собираются развиться и совершенствоваться в профессии. Конечно, это действенный инструмент для привлечения внимания. Но приятного в этом очень мало.
Я работала с известной телеведущей, когда небезызвестные футболисты избили высокопоставленных чиновников в Кофемании и заодно её водителя. Мой телефон ещё никогда не садился просто из-за огромного количества входящих вызовов. Он звонил весь день, не переставая. Но мы сразу решили, что никак не будем комментировать ситуацию, чтобы нас не затянуло в эту воронку. Хотя сколько предлагали пресс-конференций и всяких там передач.
Я скажу так: мало кто может позволить себе скандалы без негативных последствий для своей карьеры и имиджа.
– Как считаешь, что изменится в работе PR с актёрами/актрисами в ближайшем будущем, учитывая тренды, особенно что касается технологий?
Как-то слушала книгу Уилла Смита Will, и вот он там рассуждал о том, что это бессмысленная трата времени – пытаться угадать будущее и сделать какой-то прогноз. Не знаю почему, но в контексте перипетий его жизни и вообще всего вокруг эта мысль зазвучала для меня по-новому. Поэтому я даже не буду пытаться предполагать.
Что касается технологий, то хотелось бы, чтобы актёрская профессия жила, потому что то, что уже вытворяет ИИ одновременно завораживает и пугает.
– А что на счёт мемов и интернет-юмора в формировании образа актёра или актрисы в современном медийном пространстве? Как ты к этому относишься?
Я положительно отношусь, если это близко актёру. Но я бы взяла курс на интеллектуальный юмор. Например, есть канал Насти Паутовой в запрещённой сети. Там классные мемы.
– Какие роли, на твой взгляд, сложно пропиарить из-за особенностей сценария или образа персонажа, и как ты решаешь такие задачи?
Я думаю, что поддержать можно любой проект, если только это не противоречит законодательству.
Просто объёмы и формат поддержки будут разные. У авторского кино – один пул СМИ, у зрительского – другой.
Хотя конечно, уже не так просто отнести фильм или сериал к какому-то конкретному жанру, нередко наблюдаем смешение, но от этого и возможности поддержки растут. В общем, по моему опыту, способы всегда найдутся.
– Если бы ты могла перезапустить карьеру одного известного актёра или актрисы, кого бы ты выбрала и что бы предложила изменить в PR-стратегии?
На мой взгляд, некорректно переходить на личности. Я фаталист, верю, что каждый должен пройти свой путь.
Но мне кажется, здорово, когда рядом с артистом с самого начала его пути есть люди, которые могут помочь его направить в нужные моменты, чтобы потом не пришлось делать работу над ошибками.
– Если бы ты могла предложить актёру сделать что-то необычное или совершенно неожиданное для его образа, что бы это было?
Ну я в этом смысле зануда – за аккуратные и плавные телодвижения. А ещё я бы это, конечно, обсудила с агентом артиста, потому что любые такие изменения могут повлиять на его работу в кино.
Я считаю, что любые изменения должны быть оправданы.
Подопечные Александры на обложках модных журналов
– Какие фильмы или сериалы за последнее время, на твой взгляд, наиболее эффективно использовали PR-кампании для привлечения внимания, и что именно сделало их успешными?
«Слово пацана»..? Вряд ли это неожиданный ответ (улыбается).
Но я бы сказала, что там пиар-кампания была другого порядка. Я, например, впервые захотела посмотреть сериал, прочитав о нём не в профильных каналах, а в пабликах, освещающих события в мире. Мне стало любопытно, почему же его обсуждают буквально все. Это абсолютно тот случай, когда всё сложилось. Мне кажется, элемент какой-то предопределённости в этом тоже есть. Много качественных и достойных проектов, но вот так выстреливают далеко не все. Единицы, я бы сказала.
Если говорить про зарубежный рынок, то там примеров больше, но я не возьмусь рассуждать о них, поскольку не слежу за их промо-кампаниями. Просто смотрю то, что в тренде.
– Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы актёры были более доступны для своих поклонников и увеличивали вовлечённость аудитории?
Я думаю, что если говорить об артистах, ничто так не увеличивает вовлеченность аудитории, как залетевший в массы проект с их участием. Как тут снова не вспомнить «Слово пацана»? (улыбается).
В остальном, мы видим, что контент юмористический направленности, как правило, особенно привлекает внимание.
Вообще, в моей практике самым ярким примером продвижения своих аккаунтов стал опыт Ян Гэ, которая запустила «невыносимый русский язык»* и тренд на «спасииииба» 🙂 Она оказалось отличным SMM-менеджером, лучшим из тех, кого я лично знаю!
– Если бы у тебя была возможность провести однодневный мастер-класс для актёров и актрис по PR, о чем бы ты говорила и какие бы навыки хотела передать?
Я бы начала с того, что пиар должен быть по взаимной любви. Мне было бы крайне тяжело работать с людьми, которым я бы каждый день доказывала, что это нужно, в первую очередь им, а не мне.
Многие почему-то думают, что PR – это такая комфортная история: дал пару интервью, снялся для журнала. А это вообще-то тоже непростая работа, требующая, как минимум, дисциплинированности.
Там есть дедлайны по сдаче материалов, например. И если это не одно интервью, а несколько, ещё и надо найти время на съёмку или мероприятие, ты должен уметь эти задачи интегрировать в свой плотный рабочий график. Поэтому обращение за услугами по пиар-сопровождению требует осознанного и ответственного отношения со стороны артиста.
Хочется отметить такой тренд: роль пиара в развитии карьеры артиста положительно оценивается и другими участниками индустрии: артисты стали обращаться за услугами по рекомендации агентов, кастинг-директов и даже продюсеров.
Резюмируя, я сказала бы, что когда вы с артистом как сообщающиеся сосуды, когда у вас общие цели, задачи, понимание того, как их добиться и вы открыты к диалогу друг с другом, тогда и случается синергия, и пиар работает на благо артиста.
*принадлежит компании Meta, которая в РФ признана экстремистской.