В онлайн-кинотеатре Premier закончился дебютный сезон сериала «Красный 5», в котором бывший спецагент занимается отловом преступников со сверхспособностями. Главной антагонисткой проекта стала Лиловая в исполнении Марии Лисовой. Мы пообщались с Марией о том, что послужило ей вдохновением для роли, как ей удаётся создавать на экране химию с партнёрами и самых важных качествах для артиста.
– Начнём, разумеется, с твоего свежего проекта. Расскажи, на какого персонажа ты ориентировалась, когда создавала Лиловую из «Красный-5», или что послужило тебе вдохновением.
В одной из первых версий сценария злодей был мужчиной. Но потом креативная группа решила, что антагонист в женском образе будет смотреться интереснее.
Мы думали, как сделать персонажа глубже, добавляли нюансов. Так, из простого антагониста, не имеющего ничего общего с главными героями, она превратилась в сильную, жестокую и интересную девушку, которая имеет прямое отношение к центральным персонажам – Бекишеву и Анатоличу. И в этом клубке отношений, включая профессиональные, заключалась классная арка моей героини, позволившая мне с течением времени раскрываться по-актёрски.
Главное вдохновение для Лиловой – Вилланель из сериала «Убивая Еву». Это девушка с детским лицом, человек, воспринимающий мир как ребёнок. Но при этом она безжалостная убийца, готовая отрывать людям головы. Нечто похожее мы хотели воплотить в Лиловой. У нас, конечно, комедия, совершенно другая история, но какую-то суть мы хотели попробовать переложить на нашу героиню.
– Тебе понравилось изображать злодейку? Или это совсем не в твоём характере?
В моей фильмографии много неоднозначных персонажей со сложными характерами и не всегда желающих добра этому миру. Мне было интересно работать с образом Лиловой. Это очень озорная, драйвовая, абсолютно безбашенная девушка. Можно было оторваться по-актёрски.
– То есть, было много импровизации?
Да, мы предлагали Жене Шелякину (прим. редакции – режиссёр сериала «Красный 5») какие-то идеи, дополнения к имеющимся сценам. На одной из первых читок сценария мы встретились всем актёрским составом, долго обсуждали тонкости, то, что хотели бы включить. Женя нас услышал, заразился многими идеями.
Когда приступили к съёмкам, на площадке появлялись новые решения: что-то убирали, что-то добавляли. В общем, процесс был очень живым и творческим. Были случаи, когда импровизация шла куда-то не туда, поэтому что-то вошло в итоговую версию, что-то нет, что-то оказалось неважным, что-то вызвало вау-эффект.
– Как эпизод с фехтованием?
Изначально эта сцена и планировалась как фехтовальная. По крайней мере, это было в сценарии. Но потом со временем идею отбросили. Я спрашивала у Жени: «Когда будем простраивать фехтование?» Он говорил, что это не нужно, сцену уберём, сделаем всё по-другому. Но я не смогла смириться с мыслью, что эту маленькую, но приятную для меня деталь убрали (прим. редакции – Мария владеет фехтованием).
Я настояла на своём, убедила режиссёра, что без этого сцена будет скучной, а так получится классный эпизод. Пригласила своего педагога по фехтованию на съёмочную площадку. Как мне показалось, это было большим испытанием для моей партнёрши, которая, к тому же, была на каблуках. И вообще было достаточно сложно быстро придумать и выполнить связку. Но мы очень хорошо справились с этой небольшой, но, как мне кажется, очень такой сексуальной деталью как женское фехтование.
– Согласен, вышло эффектно, особенно в контексте повествования эпизода. В продолжение темы: тебе вообще нравится, когда в твоих героинях прослеживаются твои собственные черты характера, увлечения и так далее? Или тебе интереснее воплощать образы людей, совершенно на тебя непохожих?
Скорее второе. Я, так сказать, «вылетела из гнезда», где было запрещено идти от себя, где ты всегда ориентируешься на персонажа. Я училась в Щукинском институте, где важен подход к роли, к образу, к его созданию, «поимке» из жизни. Где-то подглядываешь, пытаешься через себя воплотить в жизнь, потом дофантазировать.
От себя каждый может, а здесь – совсем другое. Поэтому я стараюсь это делать, по мере своего таланта, конечно. Всегда интересно, когда ты можешь побыть кем-то другим, а не собой, когда твои черты не ходят за тобой, а ты находишься в поиске.
– У тебя есть опыт съёмок как в исторических проектах, так и в блокбастерах и теперь вот в пародийно-шпионском сериале. В каком формате тебе интереснее работать?
Наверное, в комедии я получаю больше всего удовольствия. Во всех остальных жанрах приходится себя искать, а это всегда непросто. В мелодрамы вообще стараюсь не лезть. Мне кажется, у меня аллергия на них.
– Почему?
– Тяжело даётся этот жанр, в нём часто давят на слёзы зрителя, умиление или сладкие истории про любовь. Я не смотрю мелодрамы как зритель, а как артист чувствую себя в них неорганично.
– В одном из интервью, ты рассказывала, что для погружения в контекст истории ты читаешь дополнительную литературу, ищешь информацию в интернете и даже слушаешь музыку той эпохи. Это универсальный подход или зависит от проекта? Возможно, для комедии вроде «Красный 5» у тебя был другой способ для погружения. Расскажи, как это вообще происходит.
По-разному. Для исторических проектов нужна дополнительная информация, на которую можешь опереться. Тем более, если за основу взяты реальные события. Это нельзя не учитывать. Когда ты участвуешь в таком кино, стараешься напитываться историческими документами, фильмами, музыкой, письмами.
В случае с «Красный 5» у меня были референсы. Например, вспоминала сериал «Убивая Еву», наблюдала, как там развиваются герои. Кроме того, пыталась почувствовать ритм – быстрый достаточно – за счёт созвучных или схожих проектов. Таких, где шутки рождаются быстро, легко, искромётно. Из подобных могу выделить «Голяк», очень смешной сериал, на мой взгляд.
В какой-то степени чувствую пересечения с «Фавориткой» Лантимоса. Там такой потрясающий и неуловимый юмор, даже больше, чем просто юмор.
– А вот это неожиданно.
Да! Там классно актёры в кадре существуют. Если у нас шутки-отбивки, то там юмор на уровне взаимоотношений, и он легко считывается. Я вот смеюсь, когда смотрю его. Он меня вдохновляет.
– Чем ты больше всего наслаждаешься в работе на съёмочной площадке?
Я наслаждаюсь тем, что прихожу на грим и вижу процесс перевоплощения. С каждым посещением нового цеха – грим, костюмы, реквизит – ты всё больше и больше преобразуешься. И это классный процесс, на самом деле.
С одной стороны, кино – вещь иногда очень сложная для всех членов команды. Думаю, что режиссёр, оператор, продюсер, художник по свету в этом смысле устают больше, чем артисты, потому что у них процесс непрерывный и времени выдохнуть совсем мало. Но если ты вошёл в него, ты уже не можешь перестать его любить. Это другая реальность, в которую тебе удаётся погрузиться. Кайфуешь от того, что каждый раз проживаешь какие-то новые жизни.
Я вообще получаю массу удовольствия от процесса, особенно, когда есть возможность импровизировать, когда доверяю команде, а все партнёры на одной волне.
– Поговорим про химию. Как создаёшь химию с другими актёрами? Есть ли какие-то упражнения или подходы, которые помогают установить эмоциональную связь с партнёрами по съёмкам?
Скажу так: я человек закрытый, но, приходя в новое пространство, начиная сотрудничать, включаться в процесс сотворчества, я становлюсь открытой для партнёров, они мне становятся друзьями.
Конечно, все мы люди, у каждого свой характер, темперамент, ситуации тоже бывают разные: кто-то недоволен, другой не выспался и т. д. Я осторожно ко всем отношусь, но если чувствую, что человек мой, тут же открываюсь, и мы можем классно заниматься творчеством.
И наоборот – если чувствую острые углы, очень уважительно отношусь к человеку и просто занимаюсь делом. Хотя иногда бывает, что я боюсь кого-то. Знаешь, это как зайти в клетку с тигром – страшно, но ты преодолеваешь эти страхи, пытаешься выжить.
– Интересное сравнение. А какими были съёмки сериала «Красный 5»? Чувствуется, что у вас там была весёлая атмосфера, и все получали удовольствие.
Да, я могу сказать, что с первой встречи, первой читки мы сразу поняли, что мы в одной команде, можем расслабиться, не переживать.
Хотя поначалу, как мне кажется, у меня были некоторые нюансы с Ромой Курцыным, которые мы преодолели (смеётся). Не знаю, может быть, я это себе придумала, но мне казалось, что мы вообще на разных волнах существуем, очень по-разному шутим, вообще друг друга не понимаем.
Я тогда подумала: «Боже, неужели у нас ничего не получится? Неужели разойдёмся врагами?» Но чуть позже я поняла, что это просто другой юмор, по-другому работает.
– Вы это с ним обсуждали потом?
Скажем так, я пару раз ему сказала: «Я думала, ты ненормальный, а ты, оказывается, нормальный чувак». Не прям, чтобы мы это обсуждали. Даже не думаю, что Рома вообще заметил, что было что-то не так. Возможно, это было только моё впечатление, что мы никак не можем понять друг друга, поддержать разговор.
Сейчас мы прекрасно общаемся, кидаем какие-то очень странные шутки друг другу в Instagram*, отвечаем на сторис и так далее. То есть, абсолютно с распахнутыми душами друг к другу.
– Давай немного отвлечёмся от кино. Ты недавно снялась в клипе легендарной группы «Моральный кодекс». А какую музыку ты слушаешь сама?
Разную. Не могу сказать, что я фанат какого-то жанра или стиля. Мне точно нравится то, что делает polnalyubvi, она меня завораживает. Один из её треков я вообще слушала сутками. Её стиль, манера трогают меня.
Также я люблю техно. Часто выбираюсь на мероприятия, связанные с музыкой техно. Когда-то любила Eminem, 50 cent, обожала крутых пацанов, рэпчину, то, как они умели быстро всё выговаривать. Я даже какое-то время пыталась повторить их рекорды по скорости чтения (смеётся).
Слушаю классическую и народную музыку. Народную очень люблю, даже пою сама.
– Ты неоднократно упоминала, что увлекаешься темой экологии, пропагандируешь Zero Waste и т. д. Какие у тебя сейчас проекты развиваются в этом направлении?
Глобальных проектов сейчас нет. Был один, который должен был случиться в прошлом году. Он был связан с контентом, где я должна была участвовать как героиня или соведущая, но он не состоялся.
Кинопроектов, фестивалей или открытия эко-центров нет. Пока сосредоточена на кино и поддерживаю образ жизни, который не противоречил бы моим взглядам. На съёмки приношу свою посуду. Предлагаю продюсерам со своей кухней поменять пластиковую посуду на многоразовую. Часто компании идут навстречу. Тем самым я чувствую свой вклад.
– В штыки такие предложения не воспринимают?
Бывает. Однажды, как мне показалось, покрутили пальцем у виска, когда я предложила подобное. Один из исполнительных продюсеров говорил «да-да-да», когда я подходила с этим вопросом. Потом в какой-то момент я просто по его глазам поняла, что ничего не будет. Ну ладно, моё дело предложить, их – отреагировать. Чаще всего люди реагируют на это хорошо, иногда даже становятся более ярыми эко-активистами, чем я.
– Если бы тебе предложили сыграть в фильме или сериале, который пропагандируют позитивное отношение к экологии, что-то в духе «Экстраполяций», как бы отреагировала?
Сложный вопрос. Я думаю, что согласилась бы, но при условии, что проект сделан хорошо и не только пропагандирует экологичность, но и несёт художественную ценность. Кино для меня – не пропаганда, а разговор со зрителем о чём-то важном, нужном.
– Прекрасный ответ. Всем бы об этом не забывать. А как ты считаешь, должна ли молодая актриса в России быть в какой-то степени блогером, чтобы стать большой звездой?
К сожалению, да. Всегда думала, что это не так, что это разные вещи. Считала, что самая большая ценность – тот факт, что ты абсолютно тихо и скромно живёшь своей жизнью, никто тебя не узнаёт, но при этом знает твои роли. Но со временем поняла, что так не получится. Хотя даже не знаю, когда это могло быть не так. В прошлом веке актёры так или иначе были на неком пьедестале. Конечно, они не были блогерами, но всегда могли сказать что-то важное, повлиять на массы, поменять сознание людей.
Сегодня, чтобы тебя вообще кто-то запомнил, часто приходится прибегать к блогерству. Я против этого. Честно говоря, у меня это даже не получается. Очень завидую тем актрисам, которые могут сочетать блогерство и актёрскую профессию, потому что очень много времени уходит на ремесло, в том числе свободное. Если у тебя нет съёмок или спектаклей, ты все равно готовишься к новым ролям. Я не нахожу времени и азарта на создание контент-плана. Мне интереснее заниматься тем, чем я занимаюсь профессионально.
Мне когда-то сказали, что Instagram* очень нужен, потому что по нему тебя находят. А у меня профиль появился лет 5 назад, намного позднее, чем он запустился в России. Когда все сидели в соцсетях, я даже не знала, что такое Instagram* или Telegram.
– А планируешь ли ты как-то развиваться в этом направлении? Может быть, через «не хочу».
Я делала попытки через «не хочу». Общалась с контент-менеджерами, которые помогают выстраивать план, облагородить профиль и т. д. Меня хватило от силы на три встречи. А дальше…
Конечно, я делаю какие-то вещи. Иногда говорю себе: «Маш, надо обязательно выложить на следующей недели 3 фотографии, 3 истории и что-нибудь ещё». Начинаю это делать, а в моменте, когда уже надо публиковать фото, я смотрю и думаю: «Да зачем? Кому это надо?» Начинаются какие-то экзистенциальные споры с самой собой. Пытаюсь понять, какая в этом есть художественная ценность. Обычно, когда то, что я нахожу ценным, обходится без внимания подписчиков. А когда выкладываю какую-то фигню, все сразу живо реагируют.
– Так, собственно, реагируют на жизнь! Что-то случайное, спонтанное, как раз и нравится людям. Ты в одном интервью подняла интересную тему на счёт того, каким должен быть актёр: узнаваемой личностью или всегда разным. Тебе какой подход ближе?
Я за второй вариант. Классно, когда твои роли все разные, и запоминаются зрителю они, а не ты сам. Хотя тут можно поспорить. Если ты сильная личность, если ты сам по себе персонаж, то можешь быть таким, какой ты есть, и просто «встраиваться» в сериалы и фильмы органично, дополняя их собой. В этом, как мне кажется, нет ничего зазорного.
Но другой вопрос, что если ты, может быть, не такой яркий как личность, и не пытаешься никаким образом себя поменять, а просто носишь себя такого серенького, странного, непонятного из фильма в фильм… Интересно ли это для тебя самого как для артиста? Мне интереснее пробовать разное, не затвердевать.
– Какая самая неожиданная и интересная реакция была у людей, когда они узнавали, что ты актриса?
Помню один случай. Это был какой-то обмен вещами в эко-центре. У меня тогда только вышел сериал «За час до рассвета». Помню, пришла на кассу что-то покупать, а кассир вскрикнула, узнав меня. Очень ярко отреагировала, подбежала, попросила сфотографироваться. С одной стороны, было приятно, с другой – не очень комфортно. Я не знаю, как себя вести в такой ситуации.
Ещё был случай на съёмках короткого метра. Ко мне подошёл парень, актёр массовой сцены, и спросил: «Ты же актриса? А где я тебя видел?» Я смотрю на него и думаю: «Ты прикалываешься? Мне перечислять свои работы?» (смеётся)
– Ссылку на Кинопоиск дать!
Да, обычно на больших съёмках я так и говорю – посмотрите на Кинопоиске, может вспомните что-то. Честно, не нахожу в себе желания перечислять. Иначе очень глупая сцена выходит. Стоишь и говоришь: «Может ты видел меня во «Вратаре галактики»? Нет. Тогда может в «Методе»?»
– Как ты вообще взаимодействуешь с поклонниками и зрителями? В тех же соцсетях, например?
Переписываюсь, стараюсь отвечать, когда есть время. В целом, я не очень люблю общаться в соцсетях. Не умею этого делать. А люди иногда обижаются, когда не отвечаю на их развёрнутые вопросы или когда не соглашаюсь встретиться с ними. Не то, чтобы я зазналась или что-то в этом роде, но я не даю личные данные, не встречаюсь с подписчиками вживую и т. п.
Я люблю юмор, когда можно обменяться шутками. Или, например, мне нравится делиться полезной информацией. У себя в Telegram-канале я пыталась сосредоточиться на своём опыте за границей. Рассказывала обо всяких полезностях: интересных местах для посещения, сервисах, своих впечатлениях и так далее. А Instagram* для меня это про развлекательный контент. Там я могу поделиться фотками, рассказать о новых проектах, поговорить о театре.
Что ещё отмечу – точно не принимаю хейт. Ни в свою сторону, ни в сторону других подписчиков. Даю одно предупреждение, если не действует, применяю санкции.
– В одном из интервью ты сказала, что выбрала актёрское мастерство, а не другое творчество, потому что тебе хотелось чего-то более объёмного. Что ты имеешь в виду под объёмом? И насколько твои желания и видение совпали с реалиями актёрской профессии?
Под объёмом я понимаю ощущение жизни. Эта сфера дала мне многое с точки зрения понимания себя, других людей, жизни вокруг. Мне кажется, что литература, которую ты читаешь в процессе обучения или когда уже работаешь в кино, обогащает тебя, насыщает, и ты становишься мягче, гибче, в чём-то немного философом.
Вообще актёрская деятельность — это многосоставное, очень сложное дело, где есть психоанализ с одной стороны, а с другой — важно найти какую-то художественную ценность. Прозвучит глобально или слишком пафосно, но в кино ты должен стать объектом искусства. Это очень здорово, когда ты в эту сторону двигаешься.
– Интересное мнение. Ты на пути к этому?
Пока в перспективе. Конечно, я мечтаю, чтобы мои роли забирали в киношколы, институты, разбирали их, как сейчас происходит с советским кино, с образами Янковского, Смоктуновского и других. Их роли действительно остаются в памяти, могут служить примерами для будущих артистов. Такого хочется, но пока что этого нет.
– Всегда было интересно, как актёры сами смотрят кино. Подмечаешь детали, нюансы актёрской игры или всё же отключаешь профессионализм и отдаёшься истории?
И так, и так. При первом просмотре, когда видишь, что работа круто сделана, можно отключиться, получать удовольствие. Если исполнение плохое, то сложно остановить себя в анализе того, почему не получилось.
При повторном просмотре хорошего кино пытаюсь разобраться, как это сделано, почему мне нравится, как этого смогли достичь, какие тайны там можно раскрыть.
– А пересматриваешь ли ты свои проекты, чтобы понять, где что получилось, где что можно было лучше сделать?
Не пересматриваю по несколько раз. Обычно я смотрю, когда проекты только выходят. Не все, кстати говоря. Иногда нужно, чтобы прошло время, чтобы я посмотрела. Иногда лучше некоторые вещи не видеть сразу, а то можно очень сильно расстроиться и загнаться. Лучше, знаешь, лет через 10 посмотреть и сказать себе: «А, ну это я молодая была, поэтому не получилось». Или, наоборот, посмотришь через 10 лет и такой: «Я была неплоха, там действительно есть за что зацепиться».
А так, я, конечно, смотрю свои фрагменты, делаю выводы на будущее: как надо делать, как не надо. Стараюсь учиться на своих ошибках. Не знаю, насколько это получается, но, по крайней мере, я пытаюсь.
– Что почерпнёшь на будущее из съёмок в сериале «Красный 5»?
У меня там немного сцен, все появления короткие, хотя ближе к концу они становятся объёмными, подробными, сложными. Иногда я мало думала об этом – каждое появление должно быть как выстрел из пушки. А это определённый подход к тому, как сцену играть, как в ней существовать.
Конечно, монтаж тоже многое решает, и какие-то вещи подчёркиваются или, наоборот, всё, что ты, по-твоему, классного сделал на площадке, может перемонтироваться так, что ты становишься сереньким и незаметным.
Были сцены в «Красном 5, о которых я после просмотра думала, что можно было сделать их иначе. Они короткие, их можно было бы сделать ярче. Но это моя боль.
– Назови три самых важных качества для артиста.
Терпение. Открытость. Способность генерировать энергию, чтобы она не кончалась.
– Финальный вопрос: если бы у тебя была возможность задать вопрос актрисе Марии Лисовой на текущем этапе карьеры, то что бы ты спросила? А каким бы был ответ?
Я бы её спросила: «Когда же ты займёшься профессиональным вокалом?»
Она бы мне ответила, что займётся в следующем месяце. Потому что это важно для меня. В некоторых спектаклях я пою и иногда чувствую свою беспомощность. Вокалом занимаюсь давно, но в последние несколько лет у меня нет постоянного педагога, который мог бы мне иногда помогать, подсказывать какие-то вещи. Сегодня у меня был спектакль, где надо было петь. Я снова почувствовала эту нехватку практики. Поэтому и задала себе такой вопрос сегодня.
*принадлежит компании Meta, которая в РФ признана экстремистской.