Молодой англичанин по имени Артур (Джош О’Коннор) едет в поезде, его белый костюм скорее серый, а над носками и их запахом смеется весь вагон. Злой, он возвращается в маленькую итальянскую деревушку, в которой был задержан полицией за расхищение гробниц этрусков. В знакомом, но не родном месте его никто не ждет кроме «дома» из фанеры, друзей-подельников и бабушки Флоры (Изабелла Росселлини). Однако спокойной жизни ждать не стоит – магический дар заводит археолога на тропу нелегального сбыта.
1. Поймать умиротворение
«Химера» – невероятно спокойное кино. В шарме и обаянии фильма заслуга операторки Элен Лувар, задействовавшей вместо цифровой камеры – пленочную. Она добавила картине эффект старой фотографии, которую можно «потрогать», использовать как хорошее воспоминание о прошлом. Настраивает на атмосферу и приятный саундтрек, например, в него входят две очень грустные, но забавные песни от «бардов» банды Артура, исполненные на сломанной гитаре и треугольнике.
2. Увидеть, как живут простые люди в итальянских деревнях
Думая об Италии, на ум приходят яркое солнце, архитектура и еда, но в фильме нам показывается совсем другая ее сторона. Бедная, разрушенная духовно и физически, она, кажется, существует на последнем издыхании. В стране, раздираемой экономическим и политическим кризисом 1980х, остались разрушенные особняки, из одного из которых так и не может (или не хочет) уехать Флора. А она сама проводит экскурсии по пустому вокзалу и старается цепляться за самые маленькие воспоминания о старой жизни. Друзья Артура, как порицаемая нечестным делом, молодежь тоже важны. Они участвуют в гротескных уличных «фестивалях», переодеваясь в женщин и разъезжая на тракторе, находят радость в мелочах, например, разваренных спагетти с самым простым соусом.
3. Достать детские книжки по археологии
В медитативном фильме главной действующей силой становятся эпизоды с раскопками. Они добавляют «Химере» новизны и утонченности, ведь несмотря на свою грязную работу Артур и его команда сталкиваются с чудесами, погребенными под землей. Наблюдая за этим, ты невольно вдохновляешься и погружаешься в фильм глубже и глубже.
4. Погрузиться в реальный мир чудес
Поразительное соединение мистики и реализма свойственно фильмам режиссерки Аличе Рорвахер. Если в предыдущем каннском успехе «Счастливом Лазаре» были манипуляции со временем и псевдо-средневековьем, то в «Химере» это тонкая связь между мифическим началом и даром, с помощью которого Артур находит захоронения. А его история напоминает миф об Орфее, который погружается под землю, в царство мертвых, чтобы найти свою любимую.
5. Насладиться воспоминаниями о былой любви
Ностальгия по ушедшему прошлому — одна из главных тем картины, но для понимания главного героя она особенно важна. Любовь к девушке, о судьбе которой ничего не сказано, а сам ее образ довольно расплывчат и метафоричен. В его воспоминаниях она возникает как героиня мифа о минотавре — Ариадна, от нее, кстати, тоже идет тонкая красивая нитка, а он идет по этому следу. Эти воспоминания, как воспоминания о прекрасной Италии прошлого, не отпускают его и тяготят, ведь в погоне за ушедшим ничего другого ждать и не приходится.
Важнейшая причина, почему «Химера» заслуживает внимание, это ее простота, невероятное жизнелюбие, проявляющееся в мелочах. Фильм существует вне языкового барьера, и даже не зная итальянского языка, его не сложно понять, а проблемы жителей маленького поселения очень похожи на наши. Может быть в этом сходстве есть секрет картины, и перемены «новой» Италии восьмидесятых вселяют надежду на что-то более доброе, искреннее?
Итальянский трейлер фильма «Химера»: