Американские фильмы ужасов — несомненный флагман в направлении. Однако, помимо историй из Штатов в мире кино можно найти массу примеров, когда хорроры из разных стран становились хитами далеко за пределами родины или просто были классными лентами, достойными просмотра для фанатов жанра. Наша редакция собрала для вас подборку из десяти таких картин, от которых у вас мурашки станцуют твист на коже.
«Два, три, демон, приди!» (Австралия, 2022)
Австралийский сегмент жанра ужасов представлен в основном зоо-хоррорами, что неудивительно, учитывая то безмерное число опасной и диковинной живности, что там обитает. Из недавнего сразу на ум приходят «Чёрная вдова. Укус смерти» и «Зомби-кенгуру». Конечно, для наглядной демонстрации специфики местных ужасов следовало выбрать ленту про зверюшку с людоедскими наклонностями, но я решил пойти другим путём.
Австралия вслед за всем миром также переживает нашествие пост-хорроров. Но после выхода картины «Два, три, демон, приди!» (российский нейминг, как обычно, радует) о ренессансе заговорили уже всерьёз. В центре сюжета группа подростков, у которых появляется новое развлечение. При помощи забальзамированной руки какого-то шамана они устанавливают контакт с душами умерших, на время становясь проводниками тех в мир живых. Никаких побочек от подобных сеансов быть не должно, если строго придерживаться обозначенных правил. Вот только у героев ленты не получается во время остановиться…
В фильме братьев Филиппу есть отсылки к местному фольклору, бодрый австралийский рэпчик, жутковатый призрак сбитого кенгуру и волнующая режиссёров проблема, завёрнутая в красивую метафору. Статистика по употреблению запрещённых веществ, в том и числе подростками, в стране прямо таки удручающая. Согласно исследованию, проведённому в 2019 году, белый порошок хотя бы раз в жизни пробовали 11% граждан. Здорово, когда кинематографистов волнует не только развлечение, но и социальная значимость их работы.
«Дьявол» (Польша, 1972)
«Дьявол» — ранний и не самый известный фильм Анджея Жулавского, который однако не стоит пропускать. Фильм вначале прикидывается исторической драмой о разделе Польши, гибели и распаде государства, показанном глазами молодого польского военного и ярого патриота, который возвращается с войны домой. Дома, как он думает, его ждут любимая, отец, мама, сестра. На самом деле его, естественно, ждут только смерть, разочарование и (в этом, собственно, фильм ужасов) сам дьявол.
Хотя время действия фильма — 1793 год, Жулавский, естественно, снимал о современной ему политической ситуации. Именно по этой причине «Дьявол» — не архаичная картина, напротив: это живое, яростное, очень страшное кино. Процесс распада страны срифмован с распадом личности, брожение героя в трёх соснах — с утратой им моральных ориентиров. Всё то, что прославит Жулавского позднее, — безумная экспрессия, нарушение границ личного и социального, тотальная спутанность сознания, передающаяся от героев зрителям, — есть и в «Дьяволе».
Герой возвращается домой и не находит там страны, любви и, собственно, дома, но находит дьявола, который предлагает юному патриоту не знание, как Фаусту, например, а скорее напротив — забвение. Предлагает увидеть себя спасителем отечества и убить любимых. «Дьявол» в этом смысле — не самый, может быть, кинематографически влиятельный фильм режиссёра, но один из самых эмоциональных, страшных и точных. В той мере, в какой может быть точной хроника спуска в ад.
«Песнь дьявола» (Ирландия, 2016)
Главная героиня ирландского хоррора «Песнь дьявола» София, арендует заброшенный дом в Уэльсе, чтобы провести сложный оккультный ритуал, чтобы связаться с душой своего убитого сына. И по завязке может показаться, что это очередной набивший оскомину хоррор-стандарт про одержимость, но дьявол, как водится, в деталях.
Режиссёр Лайам Гэвин буквально из подручных средств создаёт атмосферу давящего на психику героев и зрителей ужаса, где каждая деталь подчёркивает эмоциональную разруху персонажей. Взаимоотношения между Софией и оккультистом Джозефом Соломоном становятся центром напряжения: их взаимодействия как американские горки, где на каждый момент откровения приходится резкое падение доверия.
Фильм балансирует между реализмом (умеренным, не чзрезмерным) и сверхъестественным, показывая, как горе может пробуждать в человеке нечто тёмное. В процессе ритуала София сталкивается с собственными внутренними демонами — её жажда мести и непринятие утраты приводят к катастрофическим последствиям. Кульминация фильма (смелая и неожиданная), где София наконец находит прощение, становится не только освобождением для неё, но и мощным комментарием о природе горя и искупления.
«Заклятье. 13 этаж» (Индонезия, 2022)
Вообще хорроры производства стран Юго-Восточной Азии — это один большой мем для зрителей из России. Отечественные прокатчики, желая извлечь максимальную прибыль из заведомо нерелевантного продукта, с помощью нейминга превращают его в новую главу какой-нибудь известной франшизы. Чаще всего в роли жертв оказывают серии фильмов «Астрал» и «Заклятье». Но среди великого множества дешёвых ужастиков про джиннов и экзорцизм во имя Аллаха (более 80% населения региона исповедуют ислам), всё же встречаются небезынтересные представители жанра.
«Заклятие. 13 этаж» (в оригинале «Слуги Сатаны 2: Причастие») — зрелище совсем не для слабонервных. Тут и спецэффекты выглядят приемлемо, и скримеры работают как надо. Уже в первом акте вы станете свидетелем максимально жёсткой и натуралистичной сцены с падением лифта. Но в данном случае это и не главное. Фильм Йоко Анвара представляет собой неплохой гид по социокультурной жизни Джакарты 1980-х. В программе всё, что вы хотели знать об Индонезии тех лет: от национального обряда погребения до убранства квартир в пригородном гетто. Упомянут будет даже политический контекст времени.
«Слуги Сатаны 2», добравшиеся до нас в инородном обличии «Заклятия», у себя на родине стали настоящим хитом, отбив производственные затраты в 19 раз. А ещё это первый южноазиатский фильм, снятый на камеры IMAX.
«Чёрная суббота, или Три лица страха» (Италия, 1963)
Вероятно, в итальянском кино не было режиссёра более великого, чем Марио Бава. Автор удивительной художественной выразительности, мастер визуального языка и ко всему прочему блестящий рассказчик, он, работая оператором, продюсером, режиссёром, часто попросту доснимая чужие фильмы за три копейки, изменил облик итальянского и мирового кино. И, конечно, итальянского и мирового хоррора. «Три лика смерти» — красивая и ёмкая картина, простая точка входа в фильмографию режиссёра и в то же время оригинальное произведение, интересное и в отрыве от истории кино.
Из трёх историй, расставленных по степени нагнетания саспенса, сложно выделить какую-то одну. Первая, представляющая ироничный взгляд на современный быт, значительно повлияла на историю слэшера — без неё знаменитого сюжета с телефоном в фильме «Когда звонит незнакомец» и открывающей сцены «Крика», возможно, и не было бы. Вторая новелла, отсылающая к отечественной классике, — очень эффектная и жутковатая готическая история о том, что лучшие гости — те, что не задерживаются. Третья история — прообраз джалло, блестящий рассказ о проклятом золоте и одиноких женщинах.
Все три истории — в известном смысле параноидальные. Тема обмана, вшитого в природу реальности, ключевая для творчества режиссёра, здесь представлена не без иронии, но тем не менее определяет ход новелл. Герои не могут поверить в реальность угрозы, не могут преодолеть свои привычные представления, но это они зря — пятнадцать минут, и верить надо уже в них. Впрочем, не надо, конечно. Бава — великий готический режиссёр, а в героев готических произведений верить не стоит никогда.
«Обитель теней» (Испания, 2014)
Без испанских постановщиков жанр хоррор сейчас представить довольно трудно, и они стабильно из года в год выпускают, если не шедевры, то как минимум крепкие работы, к которым можно отнести и «Обитель теней». Фильм снял режиссёр Серхио С. Санчес, ранее написавший сценарии к очень жуткому «Приюту» и драматическому фильму-катастрфе «Невозможное».
В центре событий здесь неожиданно осиротевшие дети, живущие в большом старом доме. Скоро самому старшему из них стукнет 21 год, и он сможет оформить на всех опекунство. А до этого времени на глаза официальным органам лучше не показываться. Но ожидание заветного дня рождения превращается в пытку, когда дети понимают, что кроме них в доме обитает кто-то ещё. И у него явно недобрые намерения.
«Обитель теней» периодически выбивает стул из-под зрителя изобретательным ужасом и неожиданным сюжетным твистом. А ещё тут можно полюбоваться целым ансамблем будущих звёзд Голливуда: от Мии Гот до Ани Тейлор-Джой и Джорджа Маккея.
«Призрачная станция» (Южная Корея, 2022)
«Призрачная станция» предлагает зрителям почти классический азиатский хоррор (производством занимались представители Кореи и Японии, как бы это странно не звучало), но с элементами детектива. Сюжет вращается вокруг журналистки На-ёнг, которая начинает расследование загадочной смерти (самоубийства?) на одной из станций метро Сеула.
Фильм использует привычные для жанра тропы — призраков, таинственные исчезновения и детективные элементы — но делает это с корейским колоритом. И хотя он страдает от предсказуемости, за счет сеттинга (кого не пугают мрачные и заброшенные подземные станции метро?!), он удерживает внимание и поддерживает должное ощущение неизведанного и пугающего. А когда в кадре появляются дети… брр… даже вспоминать страшно.
«Скрежет» (Финляндия, 2021)
Отличительная черта доброй части финского, да и вообще североевропейского хоррора — зло, притаившееся среди безмятежной субурбии пригородов. Жизнь в этих странах многим кажется идеальной, о чём свидетельствуют различные показатели, наподобие индекса счастья среди населения. Именно на деконструкции этого популярного образа и строится концепция многих скандинавских ужастиков.
Как раз об этом картина «Скрежет». Она повествует об «эталонной» финской ячейке общества, по крайней мере, таковой она видится подписчикам личного блога матери семейства. Однажды в их дом, напоминающий обложку каталога IKEA, залетает ворона, бьёт дорогущий хрусталь, за что платится своей жизнью. Вскоре главная героиня — вступающая в пубертатный период 12-летняя Тинья — находит яйцо, откуда вылупляется огроменный птенец, со временем всё больше приобретающий человеческие черты.
«Скрежет» в своё время навёл шороху на «Сандэнсе». Лента неплохо работает как боди-хоррор со смакованием телесных деформаций, но куда больше пугает стерильностью пространств и фальшивостью улыбок.
«Одержимые злом» (Аргентина, 2023)
Аргентинский хоррор от режиссёра Демиана Рунья про двух братьев, которым предстоит избавить деревню от одержимого дьяволом. В мире этого фильма наличие таких «пациентов» подаётся как должное, уже давно устоявшееся и даже утомительное. Главное — не подхватить «заразу», которая передается едва ли не воздушно-капельным путём. Что и происходит, разумеется, с одним из братьев.
Довольно жуткий фильм с заимствованиями из лучших работ Сэма Рэйми. Пара шокирующих сцен, которые как раз не относятся к чему-то иррациональному, оригинальные сценарные ходы, давящая безысходность, неотвратимое и инфернальное зло, от которого не убежать и не отмыться. Всё это превращает «Одержимых злом» в маленькую жемчужину жанра. А самобытный аргентинский колорит делает из картины что-то более захватывающее, чем рядовой ужастик.
«Кровавая жатва» (Франция, 2003)
«Кровавая жатва» — это яркий пример новой волны французского хоррора (позволю себе вольность в трактовке). Фильм начинается как типичный слэшер: две подруги отправляются в уединённый домик на выходные, где сталкиваются с маньяком. Однако режиссёр Александр Ажа, ныне являющийся одним из видных представителей жанра ужасов, использует этот шаблон для создания запутанного психологического триллера с неожиданными поворотами.
Ажа то и дело заигрывает с восприятием зрителя: то, что кажется очевидным в начале, оказывается далеко не таким простым к концу. А на уровне смыслов фильм заставляет задуматься о природе зла и о том, как близко оно может быть к нам. Эстетика насилия здесь не просто для шокирования (хотя не без этого), она служит фоном для размышлений о травме и вопросах идентичности.