Жизнь человека — набор хаотичных ситуаций. Они могут быть скучными, грустными, простыми или сложными. И если всё, что происходит вокруг не всегда логично и осознанно, то почему кино о жизни должно быть понятно? «Гранд тур» Мигела Гомиша — прямое тому подтверждение. Но, несмотря на всю сложность картины, фильм взял награду Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру.

Сюжет разворачивается в 1918 году в Британской Бирме. Государственный служащий Эдвард (Гонсалу Уоддингтон) помолвлен с Молли (Кристина Альфайате) уже ни один год, но дело до свадьбы так и не дошло. Каждый раз герой сбегает, и сейчас ему пришлось преодолеть чуть ли не всю Азию, лишь бы не стоять у алтаря. Но его невеста не робкая девушка из романов 19-го века — она готова найти и по пятам пройти за Эдвардом это грандиозное турне. Для Молли путешествие похоже на игру в догонялки, которая строится на вере в любовь.
«Гранд тур» — смесь хроники, снятой Гомишем в личном путешествии по Азии и студийными съёмками в Лиссабоне. Поэтому чёрно-белые кадры 20-го века так легко перебиваются цветными эпизодами с современными атрибутами, будь то рваные джинсы или новенькие мотоциклы.
Видеоматериалы из личного путешествия стали базой для создания сюжета. Сценарий фильма писался уже после прибытия режиссёра домой. Совместно с командой он собирал картину словно лоскутное одеяло, заполняя промежутки личной хроники придуманной историей любви. Швом ко всему стала книга Сомерсета Моэма «Джентльмен в гостиной».
Эта книга о путешествии по Юго-Восточной Азии. В этой книге есть две страницы, где он говорит: «Я встретил этого парня, британца, в Бирме. И он рассказал мне эту историю до того, как женился». И эта история похожа на то, что вы видите в фильме. Этот парень, судя по всему, был помолвлен много лет, но по каким-то причинам этого так и не произошло. И после семи лет помолвки она приехала, а он ждал её на пирсе в Рангуне, и ему стало страшно. И он убежал. Он добрался до Сингапура, и там его уже ждала телеграмма от неё, в которой говорилось: «Хорошо, дорогой, я всё понимаю и уже еду».
Мигел Гомиш
Картина поделена на две части. Сначала мы видим историю Эдварда и его попытки убежать от невесты, а затем путешествие Молли. Гомиш показывает события с разных сторон, делая происходящее уже не таким комичным. Если со стороны жениха дела обстоят забавно, то когда на экране появляется невеста, мысли о самообмане и одержимой любви вводят в замешательство. Дело в том, что «Гранд тур» это не про любовь, а про веру.

Молли верит, что Эдвард её любит, что она отыщет жениха и выйдет замуж. Эдвард, наоборот, не верит в успех союза, ему чужды чувства Молли, он старается убежать от неё. Но даже здесь Гомиш проводит параллель со зрителем. Когда мы смотрим «Гранд тур», то понимаем, что это кино. Режиссёр нарочито показывает это. Речь о 20-м веке, но идут вставки современности, а в конце показывают съёмочную группу, давая понять, что всё не серьёзно, что это шутка.
Зрителю приходится верить в историю, которую показывают выдумкой. Объявлены правила, и мы должны играть по ним. Такой приём Гомиш использует не в первый раз. В «Дневниках Цугуа» в конце фильма вся съемочная группа заходит в кадр и обсуждает, как будет снимать картину.
Все перемещения связаны закадровыми голосами. Идея возникла на этапе монтажа, когда оказалось, что «Гранд туру» чего-то не хватает. В зависимости от страны, где находятся герои, язык, на котором говорит закадровый голос меняется. Так показываются культуры и их различие. К слову, героиня Ньок говорит на французском языке, что отсылает нас к француженке жене Гомиша.

Название картины — путешествие во всех смыслах. В прямом, если речь идёт о перемещениях героев, в переносном, когда мы говорим о метафоре путешествия души человека и его морального роста или упадка. К тому же, картина подана документальным фильмом, разве документалка это не путешествие? Истинный образ места и быта с переходом от локации к локации.
Тур героев не ведёт к хэппи-энду: встрече, которую мы так ждём, не суждено случиться. А что могло быть, остаётся на додумывание зрителя. Молли и Эдвард имеют одинаковый финал. Герои порознь друг от друга ложатся на землю и закрывают глаза. Но разве это не красивый итог истории о невозможности встречи?
Здесь ещё раз вспомним про съёмочную группу в последней сцене. История заканчивается, играет музыка, и мёртвая Молли открывает глаза. Желание Гомиша показать, что всё, происходящее на экране лишь фильм, в какой-то степени — попытка оживить героиню и дать веру зрителю в хороший финал.

«Гранд тур», несмотря на всю сумбурность — удивительный визуальный коллаж. А непонятность фильма — прямое отражение реальной жизни и запутанности главных героев. Они меняют локации и стараются разобраться в своих чувствах и мыслях. Удивительное и нетипичное для массового зрителя творение, которое так точно описывает всю сложность устройства чувств и мира.
«Гранд тур» переходит от прошлого к современному, словно человек скачет по воспоминаниям. Существует в одном временном пространстве, но мысленно переходит к другому и ностальгирует. Картина словно смесь сна и реальности, где непонятно, что выдумка, что ложь, а что истина.