Слабоумие и отвага: рецензия на фильм «Гладиатор 2»

Слабоумие и отвага: рецензия на фильм «Гладиатор 2»

В мировом прокате сиквел эпохального пеплума Ридли Скотта, который тот задумал еще в далеком 2001 году. О том, чем восхищает и чем разочаровывает «Гладиатор 2» — в нашей рецензии.

211 год н.э. Римом правят два брата-императора — тщеславный Гета (Джозефф Куинн) и слабоумный Каракала (Фред Хекинджер). В то же время генерал Акаций (Педро Паскаль) штурмом берет последний свободный город в северной Африке. После захвата крепости, потерявший жену нумидийский полководец Ханоа (Пол Мескал) попадает в плен, а затем и на гладиаторскую арену. Никто не знает о том, что Ханоа, чье настоящее имя Луций, приходится внуком Марку Аврелию и является законным наследником Римского престола. После смотрин в формате поединка с бешеными обезьянами его выкупает набирающий политический вес интриган Макрин (Дензелл Вашингтон).

Слабоумие и отвага: рецензия на фильм «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Кто бы что не говорил про Ридли Скотта, стоит отдать ему должное: он берется лишь за те проекты, которые интересны ему самому, не считаясь с мнением фанатов или хотелками студийных боссов. Поклонники франшизы «Чужой» не дадут соврать. Даже беря во внимание неоднозначное качество его картин, вышедших за последние двадцать лет, он все еще остается настоящим голливудским творцом. 

Такой подход, присущий любому большому художнику, заслуживает уважения. И потому «Гладиатор 2», несмотря на внушительный бюджет в 250 миллионов долларов, это масштабное, но все-таки авторское кино. Картина с Расселом Кроу не нуждалась в продолжении от слова совсем. Драматичный финал, где Максимус воссоединялся с семьей в загробном мире, не предполагал даже намека на развитие истории в дальнейшем.

Но сиквел «Гладиатора» не следует сравнивать с тем же вторым «Джокером». Несмотря на то, что Тодд Филлипс также изваял крайне самобытное произведение, идущее в разрез с ожиданиями большинства, появление этой ленты было обусловлено кассовым успехом оригинала, но никак не желанием режиссера. Тут же ситуация иная: сам Ридли Скотт на протяжении двадцати с лишним лет горел желанием снять продолжение. 

Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2»

В 2024 году оно наконец-то добралось до больших экранов. И хотя фильм неплохо показал себя в прокате, а ко всему прочему еще и получил теплый прием от критиков, ни для кого не стало большим сюрпризом то, что он ожидаемо оказался слабее оригинала. Едва ли найдется человек, который надеялся на иной результат. И дело не в том, что «Гладиатор» 2000 года — это безукоризненный шедевр на все времена (очевидно, что это не так), а в том, что сиквел абсолютно вторичен по отношению к оному. 

Сложно сказать, на что больше похоже продолжение — то ли на блеклую копию первой части, созданную буквально по тем же лекалам, то ли на фанфик по ее мотивам. Ридли Скотт слепил «Гладиатора 2» по излюбленной голливудской формуле — «всего того же да побольше». Даже сюжетная арка главного героя на первый взгляд не претерпела никаких изменений относительно оригинальной картины, но это не совсем так.

Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Пожалуй, самой слабой стороной новинки является ее идейная составляющая, а она, представьте себе, здесь есть, вот только совсем не выдерживает критики. Герой Пола Мескала, равно как и его дедушка Марк Аврелий, лелеет мечту об идеальной республике с равными правами для всех. Этих же убеждений придерживался и Максимус, вот только с той оговоркой, что он изначально был римским полководцем, который вел войну с германскими племенами. 

Луций же попадает в плен, будучи военачальником «нумидийских варваров», противостоящих империи. В отличии от персонажа Рассела Кроу, он не отрешенный от власти заложник обстоятельств, а идейный противник самого существования Рима. Подчеркиваю, не только двух правителей-самодуров, но и самих принципов, на которых строится их государство. 

Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Поэтому показанный в фильме дрейф героя в сторону реформаторства, даже с учетом его происхождения, выглядит как минимум неуместно. Спрашивается, а зачем тогда в сюжете нужна нумидийская возня в начале, к чему все эти разговоры о падении Рима и за что погибла его жена и вождь-наставник. Последнего, к слову, играет актер из сериала «Спартак: Кровь и песок».

Ключевая проблема второго «Гладиатора» в том, что он хочет казаться умнее, чем есть на самом деле. Ридли Скотт берет набивший оскомину мотив «избранности» и не делает с ним ничего. У персонажа Пола Мескала козырь в рукаве есть уже по праву рождения, и именно это обстоятельство играет решающую роль в финале, отчего отсылка на культовую перекличку «I am Spartacus» из фильма Кубрика в свете вышеописанного выглядит просто неприлично. 

Вот взять к примеру «Дюну 2», которая с тем же сюжетным тропом, причем перекочевавшим из литературного первоисточника, обходится куда более изящно. Там есть как внутренний, так и внешний конфликт, связанный с «избранностью» главного героя. У Скотта же переобувание из «я уничтожу Рим и мне плевать на свои корни» в «я возглавлю Рим» происходит в одночасье без мытарств и сомнений. 

Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Но если Мескалу здесь играть нечего, то Паскалю просто некогда. Его герой-то как раз прописан на порядок лучше, чем протагонист, вот только экранного времени у него не так много, как хотелось бы. Это и превращает генерала Акация в носителя одной единственной функции — сказать Луцию в нужный момент важные слова, дабы тот сменил гнев на милость. 

Самый интересный персонаж сиквела — это Макрин в исполнении Дензелла Вашингтона, но вся его философская глубина, как антагониста, сводится к одной единственной фразе Цицерона, о том, что раб мечтает не о свободе, а о собственных рабах. И в этом весь «Гладиатор 2»: за его пафосом всегда скрывается банальность, а за зрелищностью — несусветная глупость. 

Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Как вообще всерьез можно воспринимать фильм, где в Колизее плавают белые акулы, а обезьяну назначают первым консулом? Допустим, последнее еще можно списать на тонкую отсылку к императору Калигуле, который сделал сенатором своего коня, но как объяснить этот бред с морскими хищниками, бабуинами-мутантами и наездниками на носорогах? Все сделано с упором на развлекательность, но без оглядки на здравый смысл, а про историческую достоверность показанного на экране лучше умолчать…

Но стоит отдать должное продолжению, оно уж точно получилось нескучным. Да, это абсолютно ненужный legacy-сиквел, в какой-то мере паразитирующий на имени оригинала, но вместе с тем довольно эффектный и, чего уж греха таить, временами захватывающий. Но если посмотреть на фильм незамутненным взглядом и выкинуть за борт радость при виде фан-сервиса, то не замечать белые пятна в сценарии, к тому же доверху набитом клише, будет просто невозможно. 

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Лучший новый сериал 2024 года на Apple TV+: выбор зрителей Previous post Лучший новый сериал 2024 года на Apple TV+: выбор зрителей
Музыка нас связала: какие байопики о музыкантах любят в редакции «После Титров» Next post Музыка нас связала: какие байопики о музыкантах любят в редакции «После Титров»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *