В 1998 году, когда студия Aardman Animation еще не породила у зрителей всеобъемлющую любовь к пластилиновой анимации мультфильмами «Побег из курятника» и «Уоллес и Громит», художник-мультипликатор Марк Осборн создал короткометражный пластилиновый мультфильм «Еще» (More). На данный момент он находится на 18 месте в рейтинге лучших короткометражных мультфильмов по версии IMDb, что не является случайностью. Поговорим, почему именно.
Сюжет
В некотором городе серого мира живет изобретатель, каждый день которого – рутинная работа на производстве, а именно сборка продукта под названием Happy. Каждый день во снах изобретатель возвращается к цветным детским воспоминаниям. Найдя в себе внутренний огонь, он решает создать устройство, которое транслировало бы это чувство. Очки под названием Bliss повсеместно заполняют прилавки магазинов, пока его создатель, утративший воспоминания, превращается в бездушный элемент реальности.
Режиссер
Марк Осборн – режиссер, чье имя встретишь в титрах редких картин, но зато каждая из них непременно будет на слуху. Ведь это именно он ответственен за детские воспоминания поколения миллениалов, сняв «Кунг-фу Панду» и приложив руку к приключениям того, ктооооооооо… кто проживает на дне океана.
Ценителей же нестандартной анимации Осборн уважил идейно прекрасной интерпретацией «Маленького принца», кукольные образы которого отточены во многом потому, что механика работы с кукольными моделями, пусть и под слоем пластилина, уже была полноценно задействована за 16 лет до этого в «Еще».
Особенности производства картины
Работа с пластилиновой анимацией на момент создания More уже не считалась для Марка Осборна непознанным видом деятельности. В 1993 году Осборн срежиссировал пластилиновый клип для музыканта «Странного Эла» Янковича на песню Jurassic Park, а в 1994-м снял короткометражку Greener, по лекалам которой и было создано «Еще», нашедшее с предшественником созвучие не только в операторских приемах, но и внешнем сходстве персонажей.
Мультфильм стал первым короткометражным проектом, снятым целиком на камеру IMAX, при этом производственный бюджет, оплаченный из кармана самого Осборна, составил немалые $105 000. Сокращению бюджета способствовали знакомства, благодаря которым режиссер получил камеру и необходимые для съемок услуги от компании Large Format Cinema Association. Съемки не были основной работой Осборна, потому и создание заняло почти год, при условии, что пластилин был лишь оболочкой использовавшихся кукол. Упор режиссер сделал на сюжет, который является синтезом смысловых компонентов.
Рассуждения о состоянии общества
Если сюжет Greener сосредоточен на замкнутости личности в стенах буквальных, где механические средства замещают физическую состоятельность (одни только самоподставляющиеся больничные утки и механическая грудь, подающая молоко, чего стоят), то главная цель «Еще» – необходимость показать замкнутость личности в тисках обезличенности погрязшего в рутине общества, где изобретения подменяют духовную состоятельность.
Осборн демонстрирует мир, роботизированность которого – следствие существования, повинующегося искусственным установкам и законам. Сюжет сосредоточен на теме подмены понятия истинного счастья. А оно концентрировано в детях, не утративших возможность смотреть на мир через призму искренности. Дети являют собой счастье, находя его в каждом дне, независимо от мизансцены, а взрослый человек с возрастом утрачивает непосредственность и размах фантазии, загоняя себя в рамки жестких условий мира, которым правят «потребительская стимуляция» и капитализм.
Один из способов трактовки Осборна – рассуждение о транслировании сущности. Зрителя подводят к выводу, что герой неправильно распорядился тем огнем, что был внутри него. С одной стороны имеет место ошибочное желание вложить душу в подручные средства, а не излучать посредством себя, а с другой – погоня за монетизацией своей душевности, которая приводит к потере идентичности.
Изобретатель ощущает внутри жизнь, но Осборн заведомо не дает шанса герою. Кажется, что воспоминания в начале фильма он видит через линзы созданных позднее очков. Создается некая иллюзия виньетки – большая часть экрана черна, а дети показаны урывками сквозь небольшой круг, который служит олицетворением отдаленности персонажа от возможности вернуться в состояние красочности детства.
Интересно, что мультфильм, выпущенный 26 лет назад, находит свою актуальность именно сейчас, когда современное общество, вынужденно живущее «днем сурка» в городах, наполненных высотками-«человейниками», находит счастье именно в подручных средствах, не даром ведь одноименные очки заполняли полки магазинов.
Но, как и в существующих реалиях, замещение пустоты душ искусственным счастьем предметов (которое, к слову, Осборн изображает при помощи вычурных цветов и неких нездоровых галлюциногенных картинок) не длится вечно, потому на смену приходит новый предмет. И ведь даже придуманные Осборном очки «Блаженство», дополнявшие реальность, недавно перестали быть выдумкой, найдя свое отражение в выпущенных очках «яблочной» корпорации.
Работа с цветом
Чтобы показать обезличенность мира, Осборн использует серые оттенки, монохромность, в которой намеренно единственным цветным элементом являются коробки с продуктами Happy и Bliss. Когда изобретатель видит во сне воспоминания, дети показаны через призму все того же желтого цвета, что позже появится на коробках. Так передается образ жизни, которая уже не имеет налет настоящего, хоть и теплится еще внутри персонажа. Очки, созданные изобретателем, погружают в мир гиперболизировано красочный, в котором цвета искусственны, как созданная очками реальность. Натуральность цвета зритель видит только тогда, когда в финале на экране появляются живые дети как символ настоящих эмоций.
Музыка группы New Order
В качестве музыкального сопровождения мультфильма была выбрана композиция Elegia группы New Order, записанная в 1985 году и ассоциирующаяся у молодого поколения с сериалом «Очень странные дела». Стиль мелодии совпадает со смысловой состоящей сюжета – однотипность работы изобретателя созвучна с закольцованностью композиции. Но интереснее другая параллель: в английской литературе «элегия» – плач по мертвым. Композиция была заявлена группой как запись в память о вокалисте группы Joy Division Иэне Кёртисе, тогда как использование мелодии в мультфильме можно трактовать метафорично – плач по утраченным чувствам.
Совокупность впечатлений и критика
Картина снискала хвалебные отзывы зрителей и критиков. «Еще» получил более десяти кинонаград, в число которых «Оскар» не попал, отойдя короткометражному мультфильму «Банни». Но по сей день работа Марка Осборна продолжает соответствовать тенденциям современности, несмотря на то, что мультфильму исполнилось 26 лет. Сейчас мало кого удивишь IMAX и пластилиновой анимацией (сиквел того же «Побега из курятника» так и вовсе целиком создан для удешевления производства по тому же принципу «кукла в пластилине»), но «Еще» одновременно способен заинтересовать стилем исполнения и смысловой составляющей.