«Джокер: Безумие на двоих» — прекрасный, но непонятый сиквел

«Джокер: Безумие на двоих» – прекрасный, но непонятый сиквел

В кинотеатрах появился «Джокер: Безумие на двоих», фильм, который не обругал только ленивый. Это незаслуженно, и на самом деле у Тодда Филлипса вышел прекрасный сиквел. Обо всех его достоинствах (и некоторых недостатках) – в нашей рецензии.

Сюжет фильма «Джокер: Безумие на двоих» стартует спустя некоторое время после событий нашумевшего в 2019 году оригинала (более $1 млрд в прокате, победы в Венеции и на «Оскаре», всенародная любовь): Артур Флек (Хоакин Феникс, безумно прекрасный, впрочем как всегда) находится на принудительном лечении в Аркхэме. Там на занятиях хорового пения он знакомится с Ли (Леди Гага), которая оказывается его верной фанаткой, и сразу же влюбляется в неё.

Но их отношениям мешает одно существенное обстоятельство — помощник окружного прокурора Харви Дент (Гарри Лоути) намерен провести показательный суд над Джокером и отправить того на электрический стул. Эка невидаль становиться мучеником и символом общественной борьбы с устоями.

«Джокер: Безумие на двоих» 2024
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Людям комфортно с шаблонами. Неизвестное пугает и встречается в штыки. Так устроен человек. Это продиктовано нашей природой – это закон выживания. Во многом из-за отхода авторов от привычного и ожидаемых решений на фильм «Джокер: Безумие на двоих» обрушился шквал критики, в отличие от обласканного оригинала, вторившего давно полюбившимся лентам, которые у зрителя (а у прессы тем более) были на подкорке. Не нужно было быть оголтелым фанатом кино, чтобы увидеть в первом «Джокере» «Короля комедии» и «Таксиста» не в качестве синефильских отсылок, но основы повествования нарративного и визуального.

«Безумие на двоих» — фильм совершенно иной. У него нет прямых референсов и аналогий. Он пошёл по своему уникальному пути. Режиссёр Тодд Филлипс и исполнитель главной роли Хоакин Феникс (по слухам, идея сиквела пришла ему во сне) станцевали чечётку на зрительских ожиданиях и запели всё это старомодными песнями вроде That’s Life. Пока недовольная аудитория цокает при очередной музыкальной вставке в историю про вообще-то комиксного психопата создатели картины предлагают свежий и интересный взгляд на развитие титульного персонажа и на наше восприятие его как самостоятельной личности и общественного символа.

«Джокер: Безумие на двоих» смотреть
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Одна из важных идей первого «Джокера» — одиночество сводит с ума и толкает на безумие в попытках быть замеченным. В сиквеле авторы размышляют на тему того, а сможет ли внимание (и даже любовь) это исправить. Смогут ли светлые чувства вернуть человека, ступившего на тёмную дорожку. С появлением в жизни Артура Ли, которая, как ему кажется, видит его настоящего, герой буквально становится окрылённым. Он готов петь и танцевать – в буквальном и метафорическом смыслах. И неважно, что вместо сцены у него заборы с колючей проволокой, а зрителей заменяют жестокие надзиратели, при любом удобном случае хватающиеся за дубинки.

В то же время персонаж Феникса, как мы помним из оригинала, стал символом революции. И ему это в какой-то степени даже нравится, ведь его заметили, он стал важным. Здесь в пору было ожидать развития этого — ещё больших массовых беспорядков, упоения вседозволенностью, сожжения приснопамятного Готэма дотла и много-много абсурдного безумия, за которое любят персонажа.

Но и тут Филлипс отвергает правило сиквелов (всего того же, да побольше и дороже). Его Артур (фильм именно что про Артура, а не Джокера) находится на распутье, ему нравится быть услышанным, но в один момент он осознаёт, что его видят, по большому счёту, совсем не таким, какой он есть в действительности. Он не рупор ущемлённой толпы, не лидер безумцев, готовых вершить анархию. Он больной человек, борющийся со своими демонами.

Хоакин Феникс «Джокер: Безумие на двоих»
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

Хотя фильм целиком и полностью посвящён Артуру Флеку, немаловажную роль в истории играет Ли (она же Харли Квинн). Она не вполне самостоятельный персонаж (за что фильм тоже часто ругают, не по делу), скорее её можно назвать катализатором новой битвы личностей внутри главного героя. Она как спусковой механизм, который пробуждает в Артуре Джокера и подпитывает его страстью и безумием.

Леди Гага в этом амплуа смотрится шикарно. Привыкшая всегда и всех затмевать в кадре (привет Брэдли Куперу из «Звезда родилась»), здесь актриса берёт на себя роль второй скрипки. До поры до времени даже сдерживает свои выдающиеся вокальные данные. В некоторых сценах волей оператора Лоуренса Шера ей приходится играть одними лишь глазами, и даже с этой задачей она справляется блестяще.

Харли Квинн в исполнении Леди Гаги — не такая, как мы привыкли по комиксам и другим экранизациям. Как и Джокера, её здесь ждали неожиданные метаморфозы. Она не настолько взбалмошная, но по-прежнему сумасшедшая, она не созависимая и не подчинена абьюзеру, но увлечена своим предметом обожания до мыслимых пределов. Она не склонна к неоправданной жестокости, но если ранит, то смертельно.

Джокер Леди Гага
Кадр из фильма «Джокер: Безумие на двоих»

В фильме «Джокер: Безумие на двоих» Тодд Филлипс если не произвёл революцию, то как минимум сломал шаблоны. Он скрестил кинокомикс с судебным процедуралом и дополнил картину фантазийными музыкальными номерами, где то и дело эффектно убивают людей. Он не пошёл по пути традиционных продолжений и сделал картину не более масштабной, чем оригинал, а наоборот, превратил её в минималистичное и в какой-то степени даже камерное кино на три с половиной декорации. Но выглядит это, чёрт возьми, очень красиво.

И пусть далеко не всё удалось — некоторые музыкальные номера смотрятся лишними, а подача материала иногда более претенциозна, чем его наполнение — попытку стоит считать удачной. А всеобщее недовольство — прекрасное доказательство тому, что шалость удалась.

Трейлер:

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
В конце сентября на сервисе Max завершился первый сезон сериала «Город Бога: Борьба продолжается» — прямого продолжения культовой криминальной драмы 2002 года. О том, что за это время случилось в жизни знакомых героев и какие изменения произошли в знаменитой фавеле, — в нашей рецензии. Previous post Ah shit, here we go again: рецензия на сериал «Город Бога: Борьба продолжается» (1 сезон)
Озеро надежды: рецензия на фильм «Озеро Каддо» Next post Озеро надежды: рецензия на фильм «Озеро Каддо»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *