15 лучших режиссёрских дебютов за последние 5 лет

15 лучших режиссёрских дебютов за последние 5 лет

Джордан Пил, Ари Астер, Бо Бёрнэм и другие новые звёзды кино в нашем списке 15 лучших режиссёрских дебютов за последние 5 лет.

За что мы любим дебютное для режиссёров кино? За чистую и неуёмную энергию, отсутствие обременения опытом и зрительскими (и студийными) ожиданиями, за желание удивить и поразить, за новое дыхание и неожиданные решения.

Вспомните первые работы Джорджа Ромеро («Ночь живых мертвецов»), Квентина Тарантино («Бешеные псы»), Стивена Содерберга («Секс, ложь и видео»). Все эти проекты были дерзкими, новаторскими, низвергающими правила и каноны жанров и кинематографа в целом. И таких примеров в истории можно найти десятки, если не сотни. Но мы решили ограничиться последними 5 годами и предлагаем вашему вниманию 15 наиболее ярких и заметных режиссёрских дебютов последнего времени. Поверьте, выбор был сложным, но чертовски интересным.

1. Дэн Трахтенберг — Кловерфилд, 10 (2016)

Кловерфилд, 10

Неожиданный сиквел к хитовому, но достаточно вторичному фильму «Монстро», оказался приятным сюрпризом, по всем параметрам превзошедшим оригинал. И недаром, ведь в центр этой истории поставили межличностный конфликт людей, прячущихся в бункере, а не инстинктивные попытки выжить в заведомо проигрышной борьбе с гигантским монстром.

Дэну Трахтенбергу удалось снять герметичный триллер с минимумом декораций, постоянно растущим напряжением и мастерски прописанным конфликтом между героями Мэри Элизабет Уинстед и Джона Гудмана. И даже невнятная концовка, призванная расставить все точки над «и» и связать между собой два фильма франшизы, никак не портит впечатление от мощного и уверенного дебюта.

Что интересно, с тех пор Трахтенберг не снял ни одного фильма, но поучаствовал в создание одного из лучших сериальных проектов последних лет.

2. Джордан Пил — Прочь (2017)

Прочь

Дебют Джордана Пила не хвалил только ленивый. Историю о том, как темнокожий парень знакомится с родственниками своей белой девушки, без стеснения называют в числе лучших режиссёрских дебютов за всю историю кинематографа. И это вполне закономерно.

Пил мастерски поместил социальные темы в хоррор-сеттинг и замешал всё это с остроумной сатирой, подарив один из самых увлекательных фильмов XXI века. Он страшный. Он смешной. Он интересный. «Прочь» одновременно радует интеллектуальную публику и доставляет нешуточное удовольствие как аттракцион. Такие фильмы выходят крайне редко, поэтому они всячески заслуживают хвалебных слов и многоразовых пересмотров.

3. Ари Астер — Реинкарнация (2018)

Реинкарнация A24

Ещё одной новой иконой в жанре хоррор за обозреваемый период стал режиссёр Ари Астер. Его дебютная работа «Реинкарнация» — это ядерная боеголовка в мире фильмов ужасов. Лента, которая поражает своей выверенностью и роскошно расставленными акцентами. Картина, которая возродила или даже породила новую волну слоубёрнеров. Работа, ставшая визитной карточкой постановщика и задавшая вектор развития его карьеры.

История о семье, в которой происходят трагические события, получилась пугающе реалистичной и до чёртиков жуткой. И для этого Астеру даже не пришлось прибегать к низменным приёмам жанра вроде скримеров. Ведь хороший сценарий в сочетании с грамотным монтажом и первоклассной игрой актёров (Тони Коллетт здесь бесподобна) помогают добиться любого желаемого постановщиком эффекта.

4. Бо Бёрнэм — Восьмой класс (2018)

Бо Бёрнэм — Восьмой класс

Но не только в хоррорах за последние 5 лет появились новые заметные игроки. Бо Бёрнэм — человек-оркестр, сделавший себе имя на стэндапе, очень удачно зашёл на территорию большого кино. В дебютной работе о девочке переходного возраста, ведущей влог о буднях подростка и проблемах самооценки, ему удалось выдержать тонкий баланс между смехом и трогательностью.

В главной героине многие узнают свои страхи и тревоги, но при этом фильм про оптимизм, про светлое будущее и про умение принимать себя со всеми недостатками. И он по-настоящему смешной при всей его сентиментальности. Как и сам Бёрнэм.

5. Брэдли Купер — Звезда родилась (2018)

Звезда родилась

Многие актёры пробуют свои силы в режиссуре, но далеко не у всех получается сделать это так, как вышло у Брэдли Купера. Да, его дебют — это не оригинальный проект, а римейк истории, которую снимают едва ли не чаще, чем фильмы про Золушку. Но это никак не влияет на тот факт, что «Звезда родилась» с Леди Гагой и самим Купером в главных ролях — классное кино.

Экранная химия между актёрами, от которой мурашки по коже бегут даже у скептиков и безэмоциональных зрителей, саундтрек, мгновенно ставший культовой классикой, яркие и запоминающиеся сцены — в этом фильме прекрасно всё. За исключением того, что история уже затёрта до дыр. Тем интереснее посмотреть, как Купер справится с оригинальным материалом в будущем.

6. Джона Хилл — Середина 90-х (2018)

Джона Хилл — Середина 90-х

Джона Хилл — человек, который привык ломать стереотипы. Долгое время его воспринимали, как актёра одного амплуа (комедийного), но затем он сыграл у Мартина Скорсезе и в сериале «Маньяк». Никто не верил, что из Хилла может выйти толковый постановщик, а он взял да и снял прекрасную ленту «Середина 90-х».

В своём дебюте Хилл показал историю взросления, которую тридцатилетние мальчишки воспримут как флэшбеки из детства. И неважно, слушали ли они тогда Onyx или Мальчишник, тусовались ли в Лос-Анжелесе или где-то на задворках России-матушки.

7. Кирилл Соколов — Папа, сдохни (2018)

Папа, сдохни

В нашем кино тоже есть примеры ярких и смелых кинодебютов. Взять хотя бы ленту «Папа, сдохни» Кирилла Соколова, которая по своим амбициям и дерзости напоминает первые работы Квентина Тарантино и Гая Ричи. Буквально с первых минут фильм про попытки парня убить отца своей девушки выкручивает шизоидность на максимум и несётся без тормозов вплоть до самого финала, раз за разом удивляя своей креативностью.

В кадре проливаются реки крови, жестокости нет предела, как и харизме главных героев, и всё это приправлено добротным чёрным юмором — такой набор компонентов пришёлся по вкусу даже критикам из Empire, The Observer и Variety, которые высоко оценили работу нашего земляка (к слову, на западе фильм вышел под не менее забавным и провокационным названием Why Don’t You Just Die!)

8. Оливия Уайлд — Образование (2019)

Образование фильм

Давайте будем откровенны: Оливия Уайлд — довольно средняя актриса с минимумом по-настоящему запоминающихся ролей. Но, возможно, она станет первоклассным режиссёром. По крайней мере, её дебютная лента демонстрирует очень большой потенциал Уайлд-постановщицы.

Среди комплиментов фильму о женской дружбе в последние учебные дни перед началом большой жизни можно найти фразы о том, что «Образование» переосмыслило жанр молодёжной комедии, что это новое слово в направлении coming-of-age картин. Возможно, это громкие слова, но доля правды в них точно есть. Уайлд взяла за основу простенький сюжет, но нанизала на него массу важных тем (принятие себя, доверие близким, отношение к жизни), но обошлась без морализаторства, сдобрив их классным, универсальным и понятным юмором.

9. Эндрю Паттерсон — Бескрайняя ночь (2019)

Бескрайняя ночь (The Vast of Time)

Частенько режиссёры в своей первой большой работе признаются в любви к кумирам, их творчеству или эпохе, в которой те создавали свои главные шедевры. Эндрю Паттерсон очевидно является фанатом Стивена Спилберга времён 70-х и 80-х, поскольку в его фильме «Бескрайняя ночь» можно найти нотки «Близких контактов третьей степени» и «Сумеречной зоны».

При этом Паттерсону не занимать смелости, ведь его дебют можно охарактеризовать как один большой разговор на тему НЛО длиной почти в 90 минут. Никакого экшна, минимальные декорации, мизерный бюджет — всё это не помешало режиссёру снять крепкое, увлекательное и самое главное атмосферное кино.

10. Роуз Гласс — Спасительница (2019)

Святая Мод

«Спасительница» (она же «Святая Мод») — инди-шедевр из числа тех, от которых в восторге самые притязательные кинокритики. При этом о таких фильмах, как правило, мало кто знает из рядовых зрителей. Но лента Роуз Гласс заслуживает того, чтобы о ней говорили чаще и громче.

История о поехавшей (или нет) на религиозной почве девушке — пример того, как простая фабула при правильной подаче исправно работает и даже вызывает ощущение чего-то нового. А ещё ощущения дискомфорта, неприязни, увлечённости и щепотки безумия. Если готовы к такому, то фильм вас точно не разочарует, а его концовка и вовсе может вызвать экстаз (или чего похуже).

11. Шеннон Мерфи — Молочные зубы (2019)

Молочные зубы

Обманчивый синопсис о первой любви смертельно больной девушки может отпугнуть зрителей, которые будут ожидать повторения «Спеши любить», «Виноваты звёзды» и ещё десятка другого слезовыжимательных подростковых драм.

На самом деле фильм Шеннон Мёрфи получился совсем иным. Без дешёвых спекуляций на эмоциях. Это тихая трагикомедия, из каждого уголка которой сквозят искренность и непринуждённость, эксцентричность и…нормальность. Да, героиня тут носит разноцветные парики. Да, количество наркотиков и седативных веществ на экранную минуту порой зашкаливает. Но за всем этим скрывается простая и понятная история взросления и жизни, которой может и не быть.

12. Макс Барбаков — Зависнуть в Палм-Спрингс (2020)

Палм-Спрингс смотреть

Режиссёр-дебютант Макс Барбаков в первом полнометражном фильме решил сыграть в «День сурка», то есть поместить героев (да, он тут не один такой особенный) во временную петлю. И получилось у него довольно неплохо.

Подробности читайте в нашей рецензии на фильм.

13. Дариус Мардер — Звук металла (2021)

звук металла

Дариус Мардер и его «Звук металла» стали неожиданными участниками оскаровской гонки, несмотря на скромный бюджет и сложную, но не попсовую в академических кругах тему (главный герой в исполнении блистательного Риза Ахмеда — барабанщик, который теряет слух).

Мардер наглядно напоминает нам о том, каким причудливым механизмом является человек, и что одна единственная вышедшая из строя деталь этого механизма может фактически разрушить жизнь. Но акценты в фильме расставлены таким образом, чтобы показать, что любой диагноз — это не вердикт, что при желании бороться всегда найдётся способ добраться до пресловутого света в конце тоннеля.

14. Флориан Зеллер — Отец (2021)

Отец, Оливия Колуман, Энтони Хопкинс

Моя коллега Варвара Ульянёнок по поводу дебюта Флориана Зеллера в качестве кинорежиссёра выращилась так: «Отец» – пронзительная драма о боли и беспомощности перед лицом старости, которая не оставит равнодушным никого.

Подробнее о фильме можно прочитать в рецензии Варвары.

15. Прано Бэйли-Бонд — Цензор (2021)

Цензор

Истинные киноманы обожают, когда в фильме помимо самой истории есть куча самых разных элементов, за которые можно зацепиться. Будь то необычные визуальные решения или отсылки «для своих». Это доставляет подлинное синефильское удовольствие.

Вот и «Цензор» из таких картин, где сюжет вторичен (хоть он и неплох), когда на авансцену выходит его величество оммаж. Оммаж эпохе VHS, оммаж низкобюджетным, но бесконечно амбициозным трэш-хоррорам, оммаж тем временам, когда изображение было винтажным, а кино не таким серьёзным и политизированным, как сейчас.


А какой из дебютов последнего времени вы считаете наиболее удачным?

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Роман Ковалев

Роман Ковалев

Главный редактор «После Титров»
Джеймс Ганн :До, Вовремя и После Marvel Previous post Джеймс Ганн: До, Во время и После Marvel
Мартин Иден Next post «Мартин Иден» – проблемы хороших экранизаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *