10 лет «Космической одиссее» Кристофера Нолана: как научно-фантастический «Интерстеллар» говорит о любви

Интерстеллар

Если вы вдруг еще не слышали, «Интерстеллару» исполнилось в этом году 10 лет. Мы тоже решили написать текст, чтобы выразить свое почтение фильму и его создателям. Мы немного припозднились, просто были на водной планете Миллер, вот и не успели четко в юбилейную дату. Зато мы глубоко покопались и разобрались во всем, что скрывает в себе фильм, считающийся самым личным в карьере режиссера.

6 ноября 2014 года состоялась мировая премьера «Интерстеллара» — фильма, который многие назвали самым личным в карьере Кристофера Нолана. Кроме того, картина про космос считается и самой феминистичной в фильмографии Нолана, а ведь его регулярно критикуют из-за картонных женских персонажей (ведь судьбоносные решения, спасающие человечество, принимают именно главные героини).

Режиссер присоединился к проекту, когда из него выбыл другой постановщик. Нолан не побоялся работать с уже отчасти слепленным материалом: он просто стал активно вносить правки, добавлять свои идеи и адаптировать сценарий под свое видение. 

Финальный результат у зрителей вызвал две взаимоисключающие реакции: кому-то фильм запал в самое сердце, а для кого-то он стал главным кинораздражителем 2024 года из-за сюжетных противоречий и огрехов. Сам Нолан относится к критике «Интерстеллара» спокойно: он не считает себя гением или художником, а скорее — ремесленником, поскольку признает, что в основе его фильмов находятся технические уловки, абстракции и условности. Обычно он не использует кино как способ выразить что-то личное, что рвется из его сердца, для него это шанс отразить чужие переживания и пообщаться со зрителями. 

Хотя, возможно, в «Интерстелларе» он сделал исключение и поделился сокровенным. Что ж, кино — вещь субъективная, и в этом материале мы постараемся разобраться, что хотел сказать Нолан и получилось ли у него это.

Интерстеллар

Автор этого материала — давний поклонник творчества режиссера Кристофера Нолана. Работая над этой статьей, я решила разбить материал на несколько частей: в одной части разбираются смыслы и подтексты киноленты, во второй — акцент на процессе съемок, чтобы показать сложность фильма в техническом плане. В итоге материал получился огромным, но я постаралась компенсировать это интересными фактами и цитатами самого режиссера. Надеюсь, что в итоге вам не будет скучно (снова) окунуться в звездную вселенную Кристофера Нолана.

Материал содержит много спойлеров, поэтому если вы все еще не смотрели «Интерстеллар», то советуем сначала посмотреть фильм, а потом вернуться к нашему материалу.

На Земле

Формально разработка идеи безымянного проекта о космических путешествиях началась еще в нулевых, когда в режиссерском кресле был Стивен Спилберг, а Джонатан Нолан (брат Кристофера) работал над первым черновиком сценария. Но можно допустить, что первые зародыши концепции межзвездных путешествий для того фильма, который мы знаем сейчас как «Интерстеллар», возможно, зародились еще в 1970-е, когда семилетний Кристофер Нолан впервые увидел «Звездные войны». Воспитанный на научно-познавательном шоу «Космос» Карла Сагана и вдохновившись космооперой Джорджа Лукаса, он создал свой первый фильм — Space Wars, состоящий во многом из архивных кадров НАСА, добытых его дядей.

Изначально в версии сценария Джонатана Нолана фигурировала только одна планета — ледяная, причем там главного героя ждал не Мэтт Дэймон, а прорытые китайцами рудники, роботы, приборы для управления гравитацией, фрактальные инопланетяне, которые могли поглощать солнечный свет, и космическая станция за гранью пространства и времени. В финале герою удавалось вернуться на Землю через ту самую кротовую нору.

Таким, возможно, был бы фильм «Интерстеллар» в другой вселенной, где Стивен Спилберг остался режиссером проекта. Но в 2009 году постановщик ушел работать над другими картинами, а Джонатан предложил Warner Bros. взять своего брата Кристофера, который как раз в 2012 году прощался с трилогией о Темном рыцаре. И через каких-то два года, в 2014 году, на экраны выйдет самый личный фильм Кристофера Нолана в его фильмографии.

Интерстеллар

Присоединившись к проекту, Кристофер переписал две трети истории, придуманной его братом. Экспозиция в фильме, где нас знакомят с семейством Куперов, а потом сотрудники подпольного НАСА готовятся к полету — это придумал Джонатан. Кристофер здесь добавил только одного, но очень важного для него персонажа — дочку Мерф. Первоначально в драфте сценария у Купера был только сын, но Кристофер очень сильно переживал, что из-за съемок будет в разлуке с дочкой, которой на тот момент было 11 лет. Поэтому сделал героя Мэттью Макконахи многодетным отцом, одновременно подчеркнув особую близость отца именно с дочкой, а не с сыном. Все события, которые происходят с героями космической миссии после выхода в космос — это уже подкорректированный и отшлифованный Кристофером сценарий с отсылками на «Космическую одиссею» и «Близкие контакты третьей степени» (Нолан иногда говорил, что «Интерстеллар» стал его собственной «Космической одиссеей», имея ввиду и идеи фильма, и масштаб событий в сюжете, и непростые съемки).

«Интерстеллар» — фантастика о любви и выживании 

Кристоферу Нолану удалось уместить в одной кинокартине сразу несколько фильмов. Сначала мы как будто смотрим хоррор, где неизвестные силы оставляют символы на пыльном полу. Потом перед нами предстает картина о космическом путешествии. В финале же мы переживаем глубокую семейную драму.

При этом «Интерстеллар» не ограничивается этими жанровыми формулами. Фильм о космическом путешествии в какой-то момент превращается в классический эпик о выживании, просто дикие джунгли или заснеженные горы сменяются космическими пустотами. Здесь мы видим разные стороны медали.

Вы же знаете, Купер, почему в подобные миссии не отправляют роботов? Робот не умеет импровизировать, потому что ему нельзя запрограммировать страх смерти. Наш инстинкт самосохранения — величайший источник вдохновения. («Интерстеллар»)

С одной стороны, сильный инстинкт выживания подталкивает доктора Манна к обману, с помощью которого он заманивает команду Эндюренса к себе на планету. Изоляция и одиночества до конца жизни — это то, с чем человеческая психика не способна легко смириться, в таких условиях невозможно существовать. Это по сути смерть, просто не физическая, а душевная.

С другой стороны, Купер тоже сталкивается с инстинктом выживания, но дилемма настигает его в других условиях — когда он попадает из дыры Гаргантюа в тессеракт — гиперкуб, существующий в пяти измерениях. Несмотря на свободу действий в этом пространстве и возможность побороться за свою жизнь, герой Мэттью Макконахи застревает у одного места — у комнаты Мерф. Во многом он это делает из чувства вины, что бросил дочь, и это чувство оказывается сильнее желания выжить.

Интерстеллар

Именно сюжетная ветка с тессерактом помогает нам понять, что «Интерстеллар» — это своего рода сказка о привидении, но не как в хоррорах, а как в семейной драме. Здесь родители становятся призраками будущего своих детей. Такую идею захотел добавить в фильм Кристофер Нолан, так как он переживал из-за разлуки с дочерью. Если знать этот подтекст, то он ощущается на протяжении всего фильма. История о призраках очень красиво закальцовывается: она начинается с песочных символов на полу и падающих книг, а заканчивается в гиперкубе, где Купер пытается общаться с Мерф из прошлого. 

Кстати, тессеракт в финале — один из главных элементов «Интерстеллара», который вызывает у многих непонимание и раздражение. Большинство воспринимает его как вмешательство в сюжет, чтобы как-то выйти из драматургического тупика. Но это не рандомная мысль, которая озарила Нолана по мере переработки сценария, она была в фильме с самого начала. Впервые герои упоминают неизвестных инопланетных друзей во время бесед про кротовую нору на базе НАСА. Странный гиперкуб — это же их создание.

Кроме того, сам Нолан отмечал, что подобный сюжетный элемент использовался и у Кубрика в его «Космической одиссее», только там созданный инопланетянами механизм базировался на интеллектуальных возможностях. В «Интерстелларе» же вперед выходят эмоциональные связи, на которых основана система ценностей внеземных существ и сам метод взаимодействия с тессерактом. Если подключиться к личной трагедии Купера как родителя, то неосязаемое и далеко не всегда логичное общение героя с инопланетянами становится понятным на интуитивном уровне.

Здесь мы приходим к разговору о том, что «Интерстеллар» — это фильм, изучающий силу человеческой любви. По мнению многих, это главная проблема и недостаток фильма, который пытается апеллировать к науке, но уходит в эмоции. Согласно сюжету картины, когда логика отступает, а герои решают сердцем, именно тогда они принимают правильные решения. Но это не значит, что Нолан хотел сказать, что наука неважна. Режиссер просто хотел напомнить, что любовь важна.

Интерстеллар

В условностях кинематографа такое высказывание на фоне безвоздушного пространства космоса ощущается как никогда красиво и искренне. Из любви к дочке Купер покидает Землю и из любви к ней старается всеми силами вернуться. Именно это чувство движет им, а не стремление стать героем и оставить след в истории. Таким образом Нолан рассуждает о природе поступков людей: почему люди совершали и совершают различные подвиги в реальной жизни? Ответ простой: либо ради выживания, либо чтобы еще раз увидеть лицо любимого человека. Людям не свойственно думать в масштабах мира, хотя в культуре очень любят превозносить и приукрашать мотивы людей, добавляя им стремления спасти человечество. Эту мысль четче всего проговаривает доктор Манн, прежде чем бросить Купера умирать.

Все вышесказанное приводит нас к выводу, что «Интерстеллар» — это фильм в жанре научной фантастики, который при этом лишен жанровых клише. Кристофер Нолан опускает за скобки то, что обычно демонстрируется и является важным сюжетным элементом в сай-фае. Нам приходится самим догадываться о деталях рисуемого мира. Например, мы не видим новостей, кричащих о пылевом апокалипсисе, нет кадров страдающего человечества или собраний ученых, изучающих способы спасения людей или планеты.

В фильмах, где говорится об апокалипсисе, мы обычно ждем сцен, поясняющих происходящее. В «Интерстелларе» обстановка на Земле описывается довольно кратко: мы получаем информацию благодаря серии небольших интервью о климатическом кризисе в начале ленты, и когда видим запыленные вещи в доме Купера. Причем эти беседы с пожилыми людьми об апокалипсисе — это отрывки из документального мини-сериала «Пыльная буря» 2012 года режиссера Кена Бернса. Нолан с разрешения автора вставил их в фильм.

Далее нас погружают в личную историю главного семейства, рассказывая о проблемах на ферме и в школе. В результате фантастический фильм не дает нам ожидаемого масштаба для раскрытия проблематики. Зато он подробно рассказывает трагическую историю одной семьи, которую разделило время и пространство.

10 лет «Космической одиссее» Кристофера Нолана: как научно-фантастический «Интерстеллар» говорит о любви

Предательство, неприкаянность и главный злодей «Интерстеллара»

Сюжет «Интерстеллара» — как многослойный торт. Когда один слой заканчивается, обнажается другой, открывающий новые возможности, но и устанавливающий новые дилеммы. Через весь фильм незаметной красной нитью проходит история о предательстве: сначала Купер эмоционально растоптан из-за вранья профессора Брэнда, а потом оказывается на грани смерти из-за обмана доктора Манна. 

В каком-то смысле предательство — это следствие неприкаянности персонажей в «Интерстелларе». Эту тему Нолан уже раскрывал в других своих лентах — «Помни», «Начало» и трилогии про Тёмного рыцаря. Никакие связи не держат героев в одном месте, они сами по себе, поэтому им в итоге некуда идти. Многим из них нечего терять, а это затуманивает моральные ориентиры.

В «Интерстелларе» эту идею олицетворяют, прежде всего, те самые ученые, отправившиеся изучать другие миры на благо человечества. Они думали, что отсутствие близких связей — это удобно, но когда они оказались далеко от родной планеты, они испытали настоящее одиночество. Именно это чувство пронизывает весь фильм в противовес любви. Чем больше герои ставят на кон, тем сильнее их одиночество и потерянность. С другой стороны, чем больше у героя связей, тем ему труднее. И этот тезис ярко иллюстрирует история Купера, который в миллионах световых километрах от родных.

Интерстеллар

Однако Нолан не пытается показать только негативную сторону подобной изоляции. Через поступки и решения героев он демонстрирует, что одиночество — это порой необходимость. Ведь, чтобы двигаться дальше, неизбежно придется кого-то и что-то оставить позади.

Поэтому «Интерстеллар» — самый эмоциональный фильм Кристофера Нолана на данный момент карьеры. Режиссер рассуждает об привязанностях и отношениях между людьми: способны ли чувства указывать людям правильный путь и менять судьбы во благо (в том числе, с помощью перестановки книг и тайных шифров). Размышляя о человеческих отношениях, он плавно уводит историю в разговор об упущенных возможностях, невысказанных слов и непринятых решений. Ведь Купер не освобождается от связей с родными, а продолжает цеплять за них и возвращаться к своей родительской травме — что он бросил детей на Земле. Такое же хождение по кругу Нолан уже демонстрировал в фильме «Помни», где герой Гая Пирса не мог справиться с потерей жены, и его единственной целью стала месть за смерть любимой.

«Прочность наших уз — важное напоминание, что мы не одиноки». (Кристофер Нолан)

Как уже ранее говорилось, тема уз между отцом и дочерью появляется в фильме неспроста: Нолан переживал расставание с дочерью из-за съёмок. Поэтому «Интерстеллар» стал лично для него еще и фильмом об отцовстве. Но Кристофер не хочет, чтобы главными злодеями в итоге были ошибки родителей или предательство конкретных персонажей. В его фильме главный злодей — это время, которое всегда действует против героев. На фоне неумолимости течения времени блекнут поступки профессора Бренда и доктора Манна.

Интерстеллар

В космосе

Поиски космических пейзажей на Земле

Кристофер Нолан славится тем, что в своих фильмах он старается минимизировать количество компьютерных спецэффектов и уменьшить роль зеленого экрана. Обратная сторона такого решения — раздутый бюджет, но пока студии позволяют ему, то почему бы и нет. Режиссер очень любит натурные съемки и использование аналоговых спецэффектов. Например, сцена со взрывом в Париже для фильма «Начало» была снята на улице с реальными спецэффектами почти без участия компьютерных фокусов. Работа в «открытом космосе» не заставила Нолана отказаться от своего правила.

Съемочный процесс «Интерстеллара» начался в августе 2013 года: первой локацией стала канадская провинция Альберта, где по сюжету проживало семейство Куперов. Когда-то Нолан там снимал горные сцены для «Бэтмена: Начало», а теперь его команда высадила там пять акров кукурузы, чтобы продемонстрировать последствия климатического апокалипсиса. Идея с посадкой кукурузы была позаимствована у Андрея Тарковского, фильмы которого Кристофер очень любит. В свое время Тарковский для съемок «Зеркала» специально высадил поле гречихи, которое потом зацвело белыми цветами на экране.

Невероятной красоты пейзажи для планеты Миллер — царства воды — съемочная команда нашла в Исландии на леднике Свинафедльсйекюдль. Раньше в этих природных декорациях были сняты эпичные сцены тренировок Лиги теней для «Бэтмена: Начало».

Интерстеллар

Что касается одного из главных элементов «Интерстеллара» — космического челнока «Рейнджер», то и в этом вопросе Нолан следовал своим принципам. Для съемок была специально отстроена полноразмерная модель челнока на гидравлических цилиндрах, что позволяло актерам внутри ощущать любые вибрации в реальности. Челнок располагался  в павильоне в Лос-Анджелесе — в том самом, где Нолан снимал Бэт-пещеру для «Темного рыцаря: Возрождение легенды». Позже при работе над шпионским триллером «Довод» Нолан еще больше превзошел себя: для одной из сцен он поджег фюзеляж настоящего самолета Boeing (и у него была только одна попытка отснять все необходимое).

Одной гидравлики в фейковом челноке было мало для того, чтобы актеры могли испытать настоящее ощущение полета. Поэтому вокруг модели был размещен огромный панорамный экран, на который транслировались космические пейзажи. Так что когда Энн Хэтэуэй и Мэттью Макконахи выглядывали в иллюминатор «в космос», их восторг был искренним, а космос почти «реальным».

Интерстеллар

Эмоциональная часть в игре актеров для Нолана имеет особое значение. В частности, он хотел насытить «Интерстеллар» эмоциями, сделать так, чтобы демонстрируемые образы пробуждали в зрителях мощные чувства — трепет, чтобы от масштаба захватывало дух. Для этого он использовал все средства: визуальный ряд и музыку. Также было важно, чтобы зрители реагировали и на персонажей.

Но выуживая из актеров сильные эмоции, важно не переборщить. Поэтому Кристофер Нолан следил, чтобы искренность и открытость артистов, особенно в драматичных сценах, не била через край, чтобы у зрителей не возникало чувства вторжения во что-то слишком личное. По словам режиссера, одна из самых трогательных сцен в картине для него — когда Купер прослушивает все видеосообщения после возвращения с планеты Миллер (забавно, что этот драматический момент в итоге превратился в мем).

«Был риск, что реакция Мэттью Макконахи окажется слишком натуралистичной, потому что данный эпизод пробуждал в нем его собственные отцовские чувства… В этом плане работа актеров меня очень увлекает. Я сижу на площадке и наблюдаю за ними, лицом к лицу, лишь изредка поглядывая в монитор, чтобы следить за мизансценой. 

Моя задача — постараться прожить эпизод так, как его увидят зрители, открыться эмоциям актеров. Бывает, что актер играет чересчур искренне, нараспашку, и тем отталкивает зрителей от себя: сцена становится невыносимо тяжелой, мы словно вторгаемся в чужое личное пространство». (Кристофер Нолан)

Кристофер считает, что одна из его главных задач как режиссера — это синхронизировать фильм с восприятием публики. То есть чтобы конкретные сцены вызывали у зрителей определенные эмоции, но без перебора. Звучит, как своего рода манипуляция зрительской реакцией. Но с другой стороны, так режиссер разговаривает с нами через экран, указывает на то, что его заботит и волнует.

Интерстеллар

Саундтрек, уносящий в космос

Пока Кристофер Нолан активно работал на съемочной площадке, композитор Ханс Циммер, написавший музыку для многих его фильмов, сочинял саундтрек к «Интерстеллару». Причем это сотрудничество началось самым неформальным и спонтанным образом. Еще до полного согласия Циммера на работу над фильмом Нолан выслал ему краткую аннотацию объемом в одну страницу: в ней он выложил суть проекта и написал несколько реплик. Композитор на основе этой информации должен был сочинить какую-то мелодию с потенциалом стать музыкальной темой фильма. 

У Ханса Циммера получилась очень личная музыкальная вещь. Позже, когда режиссер описал ему масштаб киноленты и величественность истории, то Ханс засомневался, что его набросок подойдет. Но как оказалось, Нолан хотел получить именно то, что дал ему композитор: из этого наброска потом родилась душа фильма, как говорит сам режиссер.

Еще одно, что было важно для Кристофера — чтобы в саундтреке использовался орган. Циммера волновало то, что в таком случае музыка будет напоминать мелодии из старых хорроров студии Hammer (первые фильмы про Франкенштейна, Мумию и Дракулу): в них органное звучание создавало атмосферу напряжения, подсказывая зрителям ключевые и пугающие моменты.

Интерстеллар

Но Нолану нужен был орган, чтобы вызвать у зрителей ощущение космического размаха, чтобы каждый посмотревший проникся благоговением от фильма. Для усиления эффекта от органного звучания режиссер с композитором решили записывать композиции в двух местах: в студии звукозаписи Джорджа Мартина AIR в Лондоне и в церкви Темпл-черч, где было невероятное эхо. Также в этой церкви записывали партии хора для «Интерстеллара»: для необычной акустики Циммер придумал развернуть хор спиной к микрофонам. В студии записывали оркестр, состоявший из 100 человек, в том числе 34 струнных исполнителя, 24 духовых и 4 пианиста (перечисляем, чтобы вы понимали размах).

Но за масштабность идеи приходится платить, особенно временем. Запись саундтреков происходила недостаточно быстро, возник риск не успеть записать всю музыку к выходу ленты, а значит выйти из графика. Поэтому Кристофер Нолан подключился к процессу: запись треков в студии и церкви стала происходить параллельно. Режиссер контролировал процесс в церкви, а композитор — в студии, и наоборот.

Задумка Нолана удалась: музыка в «Интерстелларе» пробирает до мурашек и залезает под кожу, одновременно вызывая чувство величия и рассказывая о чем-то личном и потаенном. Это оценило и жюри американской киноакадемии: у фильма было много номинаций на «Оскар», в том числе за лучший звук и лучший саундтрек (а премию дали за лучшие визуальные эффекты).

Интерстеллар

Но это не спасло Нолана от критики: многие высказывали ему недовольство, так как музыка казалась слишком громкой и затмевала слова героев, что порой их было сложно разобрать. В ответ режиссер говорил, что они хотели сделать звук физически ощутимым, чтобы передать силу размаха событий. Для усиления вибрации звука в фильме они задействовали все возможные, в том числе и технические возможности. Однако у всего есть как положительная, так и отрицательная сторона.

Нолан решил заморочиться не только с саундтреком, но и со звуком в киноленте. Он полностью отказался от шумов, которые обычно используют в фантастическом кино для озвучки процессов, например, внутри корабля. Вместо наложенных гулов, писков и шорохов звук писали прямо на площадке, фиксируя движения актеров по челноку. А робота «Тарса» они и вовсе «озвучили» в кабинете ассистентки Нолана: звук его «шагов» — это звук передвигаемых ящиков в шкафу для бумаг.

Нолан вместе с Циммером вложились всей душой в разработку музыки и звука для фильма, чтобы это был не просто фон, а отдельный важный элемент, без которого «Интерстеллар» не был бы самим собой. Неудивительно, что у режиссера есть сцена, которую он считает самой эмоциональной за всю его карьеру, во многом благодаря музыке. Это сцена запуска ракеты, когда герой Мэттью Макконахи в слезах уезжает прочь от своих детей, а за кадром идет обратный отсчет до запуска ракеты, и звучит мощный орган. Кульминацией личной трагедии отца становится момент, когда весь экран охватывает огонь — этот экранный образ Нолан позаимствовал у Фрица Ланга, который впервые использовал его в своей картине «Женщина на Луне» 1929 года. 

Интерстеллар

Как относится к «Интерстеллару»?

Когда говорят об «Интерстелларе», вспоминают то, какую технически сложную работу сделала съемочная команда. И как они реалистично показали науку на экране, что неудивительно, ведь консультантом съемочной команды был физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии Кип Торн. Благодаря ему космос в личном эпике Нолана выглядит и «звучит» реалистично, а феномен размытого времени, появление тессеракта и фигурные узоры на пыльном полу — не безумная фантазия режиссера. 

Но научность «Интерстеллара» вовсе не означает, что в фильме нет места эмоциям. Разговаривая о смыслах и идеях братьев Нолан, а также изучив тонкости съемочного процесса, ясно, что Кристофер не хотел создавать стериальный научный эпос о космических путешествиях. Он задумывал историю любви, рассказанную через призму пространства и времени в окружении вакуума.

«Реальность в кино работает по своим чудесным правилам. Режиссер всегда просит зрителей поверить в невозможное и помогает им это сделать. Кино — это все равно вымысел.» 

Так любит говорить Кристофер Нолан, объясняя смысл и сюжетные задумки своих кинокартин. Каждый фильм — это прежде всего способ общения режиссера со зрителями с помощью визуальных образов, метафор и диалогов/монологов героев. И любое кино, даже документальное, не может быть полностью объективным, ведь даже малейший монтаж и смена ракурса могут изменить восприятие происходящего на экране. Один такой момент привносит в реальность вымысел, фантазию и интерпретацию конкретного человека, превращают фильм в авторское высказывание. 

«Я заметил, что «Интерстеллар» больше дает тем, кто не пытается ему сопротивляться. Тем, кто не относится к нему как к кроссворду, который нужно разгадать, или экзамену, к которому нужно готовиться… Если мне необходимо вас убеждать, что фильм работает, значит, на вас он просто не сработал».

Так отвечает Кристофер Нолан всем, кто критикует кино. И пожалуй, это отличный ответ, ведь кино — это очень субъективное искусство.

Интерстеллар

Одним из источников информации при написании материала была книга Тома Шона «Кристофер Нолан: фильмы, загадки и чудеса культового режиссера».

Понравился материал? Поделись с друзьями:

Надежда Васильева

Надежда Васильева

Журналист, автор Telegram-канала про кино movie_indahouse
«Эмилия Перес»: почему все без ума от мюзикла по-мексикански? Previous post «Эмилия Перес»: почему все без ума от мюзикла по-мексикански?
«Плевако» и не только: ТОП-7 хитовых сериалов от стриминга Premier Next post «Плевако» и не только: топ-7 хитовых сериалов от стриминга Premier

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *