От зомби-апокалипсисов до психологических триллеров, от слэшеров с маньяками в масках до атмосферных готических притч — жанр фильмов ужасов превратился в многоликого монстра, способного напугать даже самого искушённого зрителя.
Редакция «После Титров» решила провести вас по главным ответвлениям хоррора, чтобы каждый нашёл свой идеальный способ испугаться на этот Хэллоуин. Потому что одно дело — визжать от скримеров в «Пункте назначения», и совсем другое — медленно погружаться в липкую атмосферу фолк-хоррора.
Найденная плёнка (found footage) — «Паранормальное явление. Дом призраков»

«Найденная плёнка» (Found Footage) — псевдодокументальный жанр ужасов, где история подаётся как случайно обнаруженный видеоматериал, снятый самими персонажами. Главными чертами жанра являются «любительская съёмка» с иллюзией реальности происходящего; редкий монтаж сцен и часто скрывающийся за кадром ужас, очертания которого предстоит додумать только зрителю.
Несмотря на то, что сам жанр давно разорван на всякие разноцветные тряпки (после явления миру «Ведьмы из Блэр» прошло уже много лет), среди его представителей изредка можно отыскать и настоящие жемчужины. Такие как «Паранормальное явление. Дом призраков». За безликой локализацией (на самом деле у фильма более выразительное название «Смертельный стрим») кроется бодрая, смешная и местами довольно жутковатая хоррор-комедия про видеоблогера-неудачника, отправившегося в заброшенный дом с призраками в надежде вернуть доверие подписчиков после громкого скандала. Откуда у фильма растут ноги, догадаться совсем не сложно, но прибавьте к этому физические эффекты будто бы от самого Сэма Рэйми, ядовитое чувство юмора, достойное братьев Цукер и один отличный вечер в компании друзей вам обеспечен.
«Паранормальное явление. Дом призраков» — образцовый представитель жанра ни на шаг не отклоняющийся от основной идеи. Но создателям картины удалось найти в его, казалось бы, исчерпанной формуле свежие, не истоптанные художественные приёмы.
Научно-фантастический хоррор — «Сквозь горизонт»

Поджанр научно-фантастического хоррора, как можно догадаться, сочетает ужасы и научную фантастику. Он препарирует страх перед неизвестным, часто появляющийся благодаря научным достижениям, либо развитию технологий или контакту с внеземными силами. Причём монстром здесь могут быть не только зомби, вирусы или инопланетяне, но и сами люди с их бесконечной любознательностью. В итоге нас пугают идеей о том, что прогресс может обернуться кошмаром, а, например, далёкий космос — нашей могилой, а не спасением.
«Сквозь горизонт» — пример одного из самых популярных направлений в сай-фай хорроре (космохоррор) и при этом одна из ранних работ Пола У. С. Андерсона до многолетней эпохи «Обители зла». Фильм интересен по нескольким причинам. Во-первых, это реальное доказательство того, что Андерсон умеет снимать классный сай-фай. Остаётся только загадкой, почему он забыл, как это делать. Во-вторых, в фильме космос превращается из символа прогресса и безграничных возможностей науки в место кошмара и безумия. Это особенно важно, учитывая, что картину сняли в 1997 году, когда наука для многих всё ещё была главным спасением. В-третьих, в картине есть место и чему-то потустороннему: оно сталкивается с наукой, и фильм становится ещё в каком-то смысле и разговором о вере и внутренних демонах.
Всё это приукрашивается клаустрофобной атмосферой космокорабля, неплохими спецэффектами для того времени и форматом «игры на выживание», где Сэм Нил бегает не за динозаврами, а за инопланетным нечто, а Лоуренс Фишбёрн выбирает красную таблетку.
Джалло — «Что они сделали с Соланж?»

Джалло (с итальянского — «жёлтый» в честь ярких обложек детективных романов) наряду с другими представителями жанрового кино Италии — явление наносное. Не принадлежат её породе бритвенные пустыни спагетти-вестернов, равно как и евроспай — эксплуатационные шпионские подделки южных европейцев. Вот и джалло — ни то американский слэшер, ни то спутник немецкого крими, однако это не мешает жанру выражать себя через ряд характерных черт.
«Что они сделали с Соланж?» за режиссурой эротомана Массимо Далламано с порога демонстрирует желтые клейма, нисколько не обманывая ожидания зрителя. История исчезновения студенток и метания любвеобильного преподавателя в силках чужих подозрений разносится эхом в стенах колледжа, что служит пристанищем для молодых девушек и представителей интеллигенции — главных действующих лиц практически любой картины жанра джалло.
Технический арсенал фильма так же позволяет ему выглядеть харАктерно, броско, сообразно времени и стране производства. Обилие субъективных кадров, трафаретного внутрикадрового обнажения и раздражающей музыки — не случайное, но последовательное подчинение миру жестоких условностей, которому почти удалось добраться и до современного зрителя. В 2016-м году Николас Виндинг Рефн планировал поставить ремейк ленты Далламано, однако перезапуск так и не получил заслуженного шанса.
Готический хоррор — «Багровый пик»

Готический хоррор — это жанр, где страх рождается не из неожиданных прыжков монстра из-за угла, а из гнетущей атмосферы, где каждая скрипучая половица, каждая тень в коридоре и каждый шёпот ветра кажутся предвестниками чего-то ужасного. Это истории о старинных особняках с секретами, закопанными глубже, чем их фундаменты, о семейных проклятиях, которые передаются через поколения, и о границе между живыми и мёртвыми, которая оказывается тоньше, чем кажется.
Фильм «Багровый пик» режиссёра Гильермо дель Торо — это идеальный образец готического хоррора, в котором слияние визуального стиля, сюжета и глубоких символов создаёт неповторимую атмосферу. Действие происходит в мрачном викторианском особняке на вершине холма, окружённом легендами и пропитанном кроваво-красной глиной, которая словно сама несёт угрозу и ужас. История насыщена классическими готическими мотивами — призраками, зловещими тайнами, борьбой между жизнью и смертью, любовью и предательством. Главная героиня, Эдит Кушинг, сталкивается с таинственными видениями и опасностями в этом доме. Фильм поддерживает напряжение и раскрывает мрачные семейные секреты, что соответствует традициям готического романа.
Главная героиня сталкивается с тенями прошлого и родовыми проклятиями, которые раскрываются через любовь, предательство и насилие — именно эти темы традиционно лежат в основе готического романа и хоррора. При этом режиссёр предлагает не только пугающую историю, но и глубокий психологический анализ, где любовь предстаёт как волнующая и разрушительная сила, способная пробудить в человеке скрытые страхи и страсти. Визуальная стилистика фильма поражает своей детализацией — от роскошно декорированных интерьеров до тщательно подобранных костюмов, которые усиливают погружение в эпоху и напоминают, что готика живёт во всех мелочах. Важную роль играют символы — кровь, красная глина, запустение дома служат аллегориями страха, смерти и подавленных эмоций.
Монстр-хоррор — «Нечто»

Монструозный хоррор — один из самых незатейливых, но в то же время жутких поджанров фильмов ужасов. Ленты этой направленности, как правило, не претендуют на философскую глубину и полагаются на самые лёгкие способы напугать зрителя. Из-за того, что мы все в последние годы стали свидетелями такого явления, как пост-хоррор с его сложной драматургией, тонким психологизмом и засилием метафор, тривиальные сюжеты о противостоянии человека и какого-нибудь мерзопакостного уродца теперь воспринимаются не иначе как низкопробное развлекалово. Несмотря на то, что сегодня этот поджанр плотно обосновался в категории «Б», он не всегда был синонимом второсортного трэша, и яркий тому пример — «Нечто» Джона Карпентера.
Картина повествует об американских полярниках, которые решают приютить у себя собаку, наплевав на явные намёки от норвежских коллег этого не делать. Вскоре выясняется, что пригрели они не безобидного аляскинского маламута, а крайне агрессивного пришельца-метаморфа, после чего на станции воцаряются хаос и атмосфера недоверия. Поскольку здешний антагонист может принимать облик любого живого существа, лента довольно быстро трансформируется в умный психологический триллер. Но, главная причина, по которой мы любим нетленку Карпентера,— это, конечно же, незабываемые эпизоды с налётом отборного боди-хоррора, где инопланетный гость превращает тела учёных в кровавое месиво.
Правда, на выходе ныне культовый ужастик с треском провалился в прокате и получил неоднозначные отзывы прессы. Забавно, что в 1982 году фильм ругали как раз за то, за что сейчас мы его превозносим — за сверхреалистичные практические эффекты, мудрёный сюжет, мрачность и открытый финал, который, если так подумать, абсолютно аутентичен и закономерен для сюжета о монстре с вышеописанными способностями. В своё время даже легендарный Эннио Морриконе схлопотал номинацию на «Золотую малину». Спустя 33 года несправедливость всё же была исправлена, когда он получил «Оскар» и «Золотой глобус» за саундтрек к «Омерзительной восьмерке» Квентина Тарантино, созданный на основе как раз таки неиспользованной музыки из «Нечто».
Религиозный хоррор — «Часовой»

В западной традиции под религиозным хоррором чаще всего понимается хоррор христианский. А то и вовсе — католический. Вероятно, всё объясняется тем, что латынь очень кинематографичный язык, хотя причины, конечно, принято обнаруживать более глубокие: та дистанция, которая в католичестве отделяет верующего от объекта его веры, заполняется целым спектром различных проявлений сакрального.
В кино мы редко, но встречаем ангелов («Константин», например), чаще — демонов, ещё чаще — их руководителя. Бог при этом, как правило, остается за кадром, а центральная интрига в том, интересно ли ему вообще происходящее и что он о нем думает. Последний вопрос для почти всех героев жанра формулируется в духе «почему я?» Поскольку религиозный хоррор крайне консервативен, ответ на второй вопрос лучше не знать: качество большинства фильмов жанра таково, что только Бог их и простит. Лучшие его образцы, однако, принадлежат к наиболее уважаемой части хоррор-канона. Это редкие фильмы ужасов, которые могут быть классическими, а не только культовыми. «Часовой» режиссёра Майкла Уиннера мог бы претендовать на оба статуса, если бы был несколько популярнее.
Печальная модель (Кристина Рейнес) переезжает в многоквартирный дом своей мечты — историческая застройка, вроде бы неплохие соседи, удобное расположение. Как водится в фильмах про соседей, дом оказывается в итоге адом. Религиозная составляющая картины в том, что это ад вполне буквальный. В отличие от «умных» фильмов на ту же тему, «Часовой» берёт не интригой относительно божественной воли, а физикализмом происходящего — жуткие выходки соседей, размашистое празднование дня рождения кошки, криповый бойфренд-юрист, красивый дом, невыносимые крики, демоны из ада. Всё избыточно настолько, что при просмотре понимаешь — такой бред случается только в жизни.
Комедийный хоррор — «Влюблённые глаза»

Хоррор и комедия давно живут душа в душу. Казалось бы, они вызывают совершенно разные эмоции у зрителя, что в них такого общего? Так вот, очень много. Хоррор работает по тем же самым правилам, что и комедия. Есть сетап, есть панчлайн. Когда юморист подводит к шутке, он тоже нагнетает атмосферу, чтобы шутка выстрелила — ну и чем это отличается от подводки к внезапному скримеру на экране? Более того, очень многие хорошие режиссёры фильмов ужасов приходят в жанр именно из комедии. Джордан Пил, Джон Красински — да даже пресловутый Кевин Смит, когда старается.
В качестве конкретного примера (и совета к просмотру на вечер) приведём прекрасного комедийного актёра Джоша Рубена. В 2025 году он внезапно выдал очень хороший пародийно-комедийный (без перебора) хоррор «Влюблённые глаза», который одновременно высмеивает устоявшиеся тропы жанра и является вполне самостоятельной картиной. При этом все его оммажи очень хорошо считываются, язык не повернётся назвать их плагиатом.
С одной стороны, перед нами очень классический слешер, с другой стороны — за развитием отношений главных героев интересно наблюдать, загадка личности убийцы увлекает, а вовремя вставленные шутки помогают разрядить атмосферу, не пожертвовав пугающими моментами. Если ещё не смотрели — оцените обязательно.
Слэшер — «Хэллоуин»

Поджанр фильмов ужасов, в котором главный злодей, убийца-психопат, часто в маске или со сверхъестественными способностями, преследует и жестоко убивает группу людей. Речь, конечно же, о слэшерах. Этот жанр достиг пика популярности в 1974–1984 годах. Известными представителями можно назвать «Техасскую резню бензопилой», «Пятницу 13-е», «Кошмар на улице Вязов», «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Но среди знаменитых имён злодеев хорроров выделяется Майкл Майерс. Он воплощение зла, которое окружает нас. Он преследует своих жертв, не объясняя причин. Его мотивация остаётся загадкой, что делает его ещё более пугающим.
«Хэллоуин» стал первым хитом, задавшим моду на слэшеры. Фильм не создал поджанр, но объединил идеи и представил их в самом интересном для массового зрителя виде. Картина начинается с легендарных музыкальных титров, которые режиссёр написал сам (кстати, Джон Карпентер работал над проектом в четырёх амплуа). Пугающая атмосфера, вид из глаз убийцы — зрителей заставляют примерить на себя некомфортную личину. За кадром слышится дыхание маньяка. Точечное освещение и операторская работа создают атмосферу тревоги. Совокупность звука, простой сценарий и актёрская игра, каждый компонент работает на необходимый результат.
Привязывая фильм к определённой дате, создатели словно даруют ленте бессмертие. Ни один из представителей жанра не смог так намертво связать себя с другим подобным праздником, как «Хэллоуин».
Фолк-хоррор — «Ведьма»

Фолк-хоррор — это жанр, где ужас прорастает из самой земли, из древних корней язычества и забытых ритуалов, которые современный мир считал давно похороненными. Это истории об изолированных деревнях, где время словно застыло на месте, а местные жители хранят традиции, пугающие своей архаичностью и жестокостью. Здесь природа перестаёт быть просто фоном и превращается в живую, языческую силу: леса скрывают древних богов, поля помнят кровавые жертвоприношения, а народные песни звучат как заклинания.
Вышедшая десять лет назад «Ведьма» Роберта Эггерса быстро приобрела культовый статус и стала важным культурным феноменом. Темы религиозных репрессий и женской силы помогли раскрыть ту сторону жанра, которая редко достигала массового зрителя. Настоящее погружение в осязаемый кошмар, которое не пытается эстетизировать зло, а показывает его как неизбежное, почти грандиозное явление, воздействующее прямо на чувства и разум.
Сюжет строится вокруг семьи пуритан XVII века, оказавшейся в изоляции и переживающей цепь трагедий. Мир фильма одновременно знакомый и чуждый: сверхъестественное христианство без привычных атрибутов современности, полное бескомпромиссной веры. В нём царит дуализм: добро и зло не имеют полутонов, а страхи ада и покорность Бога гонят персонажей от одного духовного полюса к другому. Они оказываются на грани физического и духовного истощения, разделенные между жестокими религиозными догмами и естественной потребностью в самовыражении. Фильм не рассказывает классическую историю борьбы с демонами — этот лес не источник зла, а символ недостижимого контроля как над природой, так и над главной героиней. Это один из лучших примеров глубокой работы с наследием народного фольклора, переплетённого с личной трагедией и глобальными социальными проблемами.
Психологический хоррор — «Сияние»

Психологический хоррор — это жанр, где настоящий монстр живёт не за углом, а внутри человеческой психики, в её тёмных закоулках, куда страшно заглядывать даже самому себе. Это истории о распаде личности, о границе между реальностью и безумием, которая размывается с каждой сценой, заставляя зрителя сомневаться в том, что происходит на экране, а что — лишь в голове персонажа. Здесь ужас рождается из изоляции, паранойи, вытесненных травм и подавленных желаний, которые прорываются наружу в самых пугающих формах.
«Сияние» Стэнли Кубрика — эталонный образец психологического хоррора, где отель «Оверлук» становится ловушкой не только для тела, но и для рассудка. Джек Торренс приезжает в изолированный горный отель сторожем на зиму вместе с женой Венди и сыном Дэнни, надеясь найти покой и вдохновение для писательства. Но отель, пропитанный историей насилия и смерти, начинает пробуждать в Джеке его скрытые демоны — алкоголизм, агрессию, неудовлетворённые амбиции. Постепенно становится невозможно понять, где заканчивается реальность и начинается безумие: призраки прошлого отеля или галлюцинации распадающейся психики? Кубрик мастерски играет с этой неопределённостью, создавая атмосферу нарастающего ужаса через симметричные, почти гипнотические кадры, бесконечные коридоры и жуткую тишину, прерываемую только эхом шагов.
Фильм исследует темы изоляции, семейного насилия и саморазрушения, показывая, как замкнутое пространство и одиночество могут превратить человека в монстра. Дэнни обладает «сиянием» — экстрасенсорной способностью видеть прошлое и будущее отеля, что делает его свидетелем кошмара, разворачивающегося на его глазах. Знаменитые сцены — близняшки в коридоре, кровавый водопад из лифта, «REDRUM» на двери, встреча Джека с барменом Ллойдом — стали одними из главных образов в истории хоррора.



